САВИЦКИЙ Константин Аполлонович. Биография

САВИЦКИЙ Константин Аполлонович (1844 - 1905) русский художник - передвижник, жанрист. Родился в Таганроге в семье разночинца.

Образование К. А. Савицкий получил в Императорской Академии Художеств и, посещая ее классы, получил шесть серебряных медалей, большую поощрительную медаль за картины "Посещение больного сына" и "Часовой у порохового погреба", и в 1870 году, и, наконец, малую золотую медаль за исполненную по программе картину "Каин и Авель", в 1871 году. Здесь он сблизился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым, что во многом предопределило идеалы и творческие стремления художника.

С 1871 по 1873 год Савицкий был стипендиатом Императора Александра II, совершенствовался в Париже. Из Парижа Савицкий возвратился в 1874 году и в том же году вступил в число членов Товарищества передвижных художественных выставок. С этого времени он стал постоянным их участником.

В 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским начинает работу над картиной "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. В картине, как и в "Бурлаках" Репина" отражено целое явление современной ему жизни, при естественности и непреднамеренности жизненной сцены. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где им были написаны картины "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876).

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен, как многих других работ художника - судьбы крестьянства.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ, где его учениками были Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь" ("Кормилица ты наша") и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева