Дуга.

       Дуга - это часть конской упряжи. Она представляет собой согнутый тонкий ствол дерева, который использовался для прикрепления оглобель с помощью гужей (широких сыромятных ремней) к хомуту. Кроме того, дуга служила амортизатором для смягчения толчков при езде. Нижние концы дуги, к которым привязывались гужи, называются конусами. Лицевая (обращенная к голове лошади) и тыльная поверхности дуги называются щеками, а вершина дуги - излучиной. На лицевой стороне излучины привинчивалось металлическое дужное кольцо, к которому крепились поводья уздечки. После установки и укрепления дуги клешни хомута стягивались под шеей лошади супонью (узким сыромятным ремнем или веревкой). Дуга была самой приметной частью упряжи, ее художественно расписывали, украшали резьбой, а в торжественные выезды к ее излучине привязывались колокольчики или бубенчики. В хозяйстве дугу, особенно расписную, берегли, ее прятали, как и хомут, в сени или в амбар.
       В России существовало несколько крупных центров дужного промысла, в каждом из них были свои особенности формы, размеров и приемов украшения дуг. Наиболее крупные из них издавна славились своими традициями резьбы и росписи по дереву. По месту производства выделяются архангельские, вологодские, пермские, петербургские дуги. Существовали дужные промыслы также в Рязанской, Калужской, Курской, Владимирской, Костромской и Нижегородской губерниях. Некоторые из дуг предназначались для тяжелой запряжки, они были более массивными с расстоянием между концами дуг до 1,8 м. Материалом для изготовления дуг служили в основном береза и липа.
       В коллекции музея имеются четыре дуги с резьбой и росписью. Три из них поступили из имения Иловна в Мологском уезде Ярославской губернии, принадлежавшего до революции графам Мусин-Пушкиным. Источник поступления четвертой дуги, к сожалению неизвестен.
       Одна из дуг, поступивших из имения Иловна, имеет самые большие размеры: высота - 111 см, расстояние между концами дуг 153. Видимо, она относится к дугам для тяжелой запряжки. В ее отделке использована только яркая полихромная роспись по золотистому фону. Основными повторяющимися мотивами росписи является букет роз с бутонами и распустившимися цветами красного цвета с зелеными листьями и гроздь крупных зеленых ягод, напоминающих крыжовник. Цветы даны в ракурсной и фронтальной передаче. Роспись сплошным ковром покрывает щечные грани и излучину дуги. Роспись выполнена свободными живописными мазками, белые оживки помогают создать игру светотени. Скорее всего, судя по характеру росписи, эта дуга была выполнена во второй половине XIX в. Точное место изготовления пока определить не представляется возможным.