Баптистерий Св. Иоанна Крестителя – самое древнее здание Флоренции. Точная дата постройки неизвестна, первые упоминания о Баптистерии Святого Иоанна и кафедральном соборе относятся к V веку. Баптистерий (от греческого "погружаю") изначально предназначался для совершения обряда крещения. Для этого внутри здания размещали бассейн со святой водой, который часто украшали скульптурами и мозаикой. Баптистерий был сооружен в северо-восточной части внутреннего кольца стен Флоренции на развалинах римских построек. С тех пор здание несколько раз перестраивалось, но сохранило первоначальную восьмигранную форму и мраморную облицовку.

В историю Церковь Святого Иоанна вошла 4 марта 897 года, когда Амадео – римский князь и представитель императора – вершил суд в портике, расположенном напротив Базилики Святого Иоанна Крестителя. В этот период Баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции. Следующее историческое событие произошло 6 ноября 1059 года, когда вновь избранный Папа Николай II реконструировал базилику, сделав ее новым епископатом. В то время был закончен восьмигранный купол и к западной части здания пристроена полукруглая аспида, в которой разместился алтарь. В 1113 году в церкви был похоронен эпископ Раниери.

До 1128 года Церковь Святого Иоанна выполняла роль кафедрального собора, одновременно оставаясь Баптистерием. В те годы обряд святого таинства проводился только два раза в год, поэтому необходимо было иметь несколько дверей, чтобы большое число верующих могли попасть в собор. В это время во Флоренции было примерно 30 тысяч жителей, а вокруг города возводилось уже четвертое кольцо стен, охватывающее площадь, по крайней мере в два раза большую, чем третье.

В середине XII века началась внешняя отделка Баптистерия. Для облицовки использовался белый и зеленый мрамор, закрывавший основу стен, сложенных из песчаника. Восьмигранные блоки, декорированные строгими белыми и зелеными полосами, стали типичными элементами романского стиля, встречающимися также в Пизе и других городах Италии. Окна здания были украшены стрельчатыми либо полукруглыми решетками, что является классическим украшением архитектуры Ренессанса.

Одним из главных украшений Баптистерия являются бронзовые двери. Южные двери работы Андреа Пизано появились в 1330 году. На них расположено 28 рельефов, изображающих житие Иоанна Крестителя. Северные двери (1403–1424) были выполнены Лоренцо Гиберти; 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды из жизни Христа. Восточные двери (1425–1452) – знаменитые Врата Рая – также были выполнены Лоренцо Гиберти. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей.

Интерьер Баптистерия имеет восьмигранную планировку, он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре инкрустированного мрамором пола находился Крестильный источник, о нем упоминал в своей "Божественной комедии" Данте. Он был разрушен в XVI веке по приказу герцога Франческо I. До настоящего времени сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века. Кроме него украшением внутреннего убранства служат два римских саркофага, алтарь XIII века и великолепная деревянная статуя Магдалины работы Донателло (1435–1455). Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.