ТЫРАНОВ Алексей Васильевич. Биография

ТЫРАНОВ Алексей Васильевич (1808 –1859) – русский художник, мастер бытового жанра, портретист. Родился в г. Бежецке в семье бедных мещан. В отрочестве писал иконы. В 1824 году его работы случайно увидел Венецианов и за «способности необычайные» взял в свою школу учеником. В духе «школы Венециаонова» написаны «Автопортрет» (1825), «Две крестьянки за кроснами (Ткачихи)» (1826) и единственный в творчестве Тыранова пейзаж «Вид на реке Тосне близ села Никольского» (1827), весь пронизанный солнечным светом, тишиной и умиротворенностью.

Позже Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве вольноприходящего ученика, пристроил его под покровительство Общества поощрения художников, достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там. За интерьеры «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» (1826) и «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» (1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом большую золотую медаль. Известность его росла. В 1832 г. Академия художеств присваивает ему звание неклассного художника.

В 1830-40-х гг. Тыранов - самый популярный в Петербурге портретист, соперничающий только с К. П. Брюлловым. По словам современника, на выставках «около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо». Среди его моделей - писатель И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев, художник И. К Айвазовский. В 1836 г. Тыранов идет в ученики к К. П. Брюллову. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанности деталей, все более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия («Портрет А. Н. Дубельт», 1839; «Портрет неизвестной в лиловой шали», «Портрет Е. П. Ковригиной», оба 1830-х).

В 1839-43 г. Тыранов в качестве пенсионера Академии художеств работал в Италии. Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. Поздние его произведения – «Итальянка» (ок. 1851), «Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа). Аллегория» (1850-е) - безжизненны и нарочито академичны.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева