Хрестоматия


О сознании самого себя

И. Кант – немецкий философ.

То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем «Я» бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово «Я»: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это «Я», хотя бы это сознание самого себя ... и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок.

Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя ...


Кант И. Антропология с практической точки зрения. // Соч. В 6 т. – М., 1966, т. 6. – С. 357.


Вопросы и задания

  1. Какие основания для выделения человека из числа других существ, живущих на земле, И. Кант считает правомерными?
  2. Как эти основания связаны со способностью человек осознавать самого себя?
  3. Согласны ли вы с положением И. Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

Структура личности

У. Джеймс – современный американский психолог.

...Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность.

Физическая личность.

В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности... За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, – нечто большее, нежели простая шутка... Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети... Далее следует наш домашний очаг... Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.

Социальная личность.

Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность.

Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление... На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит...

Духовная личность.

...Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности.

...Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.


Джеймс У. Структура личности. Цит. по: Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996. – С. 22–42.


Вопросы и задания

  1. На основе предложенного фрагмента составьте структурную схему, отражающую представление автора о физической личности.
  2. Какие элементы составляют физическую личность?
  3. Какие свойства проявляются в характеристике социальной личности?
  4. Как вы поняли мысль автора о том, что представляет собой духовная личность?
  5. Как свойства личности, по вашему мнению, связаны между собой?
  6. Докажите, что личность – комплексная характеристика человека.
  7. Какие черты личности, названные автором фрагмента, связаны с деятельностью? В чем проявляется эта связь?


Три стороны образа «Я»

А.В. Петровский – российский психолог, академик Российской академии образования.

Попробуем осуществить анатомию «Я-образа». Представления человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т. д. – результат познавательного... процесса. Другими словами, это открытие собственных личностных качеств и особенностей. Если человек вырос в семье, где господствует культ вещей и он сам со временем стал служителем этого культа, то в его «Я-образе» на первом плане окажутся вещи с яркими фирменными ярлыками...

Вторая существенная сторона «Я-образа» – эмоциональная.

Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т. д...

И, наконец, третья сторона «Я-образа» – волевое начало: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус; рискуя, проверить свои возможности или же наоборот: желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки, «уйти в тень», скрыть свои недостатки и слабости. Тем самым волевая сторона «Я-образа» может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.


Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе. – М., 1988. – С. 142–143.


Вопросы и задания

  1. Назовите основные стороны «Я-образа», которые характеризует автор данного фрагмента. Кратко определите каждую из сторон «Я-образа».
  2. Почему «Я-образ» многосторонен? Можно ли представить себе одномерное «Я»?
  3. Определите особенности собственного «Я-образа» с точки зрения места в нем разума, чувств, волевого начала.


Я-концепция

В. Б. Ольшанский – психолог и социолог.

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию – образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя...

Организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

а) определение собственной идентичности;

б) собственных интересов, симпатий и антипатий;

в) своих целей и продвижений к успеху;

г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

д) самооценивания.

«Центральным в Я-концепции индивида, – пишет М. Кун, – является его идентичность, т.е. его генерализованная позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т.п.)».


Ольшанский В. Б. Психология – практикам, учителям, родителям и руководителям. – М., 1996. – С. 160–161.


Вопросы и задания

  1. Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.
  2. Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?
  3. Как Я-концепция связана с положением человека в обществе?
  4. Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?
  5. Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

 

 

(вернуться на главную страницу)