И. Ф. Стравинский. «Обработки русских народных песен»

(1913-1919)

 

Обработки народных песен Стравинского относятся к раннему, «русскому» периоду творчества композитора. В основном это короткие песенки на детские сюжеты. Это не музыка для детей, потому что предназначена для взрослых исполнителей, и в то же время не о детях. Это, собственноокальная музыка для взрослых слушателей, написанная на короткие стишки, взятые из народного творчества: детские считалки и игры.

Это отчасти вызывает ассоциации с «Детской» Мусоргского, и, используя похожий метод сочинения, Стравинский, скорее всего сделал это сознательно, ибо творчество Мусоргского он глубоко уважал, любил и хорошо знал.

 

Воспоминания о моем детстве (1913)

 

Три песенки «Сороченька», «Ворона» и «Чичер-Ячер» композитор нашел в своих юношеских набросках. Мелодии их очень просты, и, сохранив их, Стравинский присоединил к ним довольно изощренный аккомпанемент, словно в противовес вокальной партии. Как правило, инструмент комментирует «события» и образы песенки.

 

Прибаутки (1914)

 

Вот что говорит сам автор о том, что такое прибаутки: «Слово «при­баутки» обозначает определенный род русского народного стиха... Оно означает «складывание», «при» соответствует латинскому «рге», а «баут» происходит от древне-русского глагола в неопределенном наклонении «баить» (говорить). «Прибаутки» — это короткие стишки, заключающие в себе обычно не больше четырех строк. По народной традиции они складываются в игре, при которой один из участвующих говорит какое-либо слово, потом второй добавляет к нему другое, затем третий и четвертый действуют таким же образом и так далее, и все это в быстрейшем темпе.

 

Корнило

 

Ну-ка дядюшка Корнило,

запрягай-ка ты кобылу,

у Макарья на песку приразмычь горе-тоску

Стоит бражка в туяску...

 

Наташка

 

...Заиграли утки-дудки,

журавли пошли плясать

Долги ноги выставлять,

Долги шея протягать

 

Полковник

 

Пошел полковник погулять,

Поймал птичку-перепелочку,

Птичка-перпелочка пить захотела,

Поднялась, полетела...

 

Старец и заяц

 

Стоит град пуст

А во граде - куст

А в кусте сидит старец

Он варит исварец

Прибежал косой заяц...

 

В «Четырех русских песнях» (1918—1919) Стравинский продолжает цикл фольклорных игр.

 

Селезень - хороводная песня-игра, где селезень догоняет уточку. Уточка внутри круга-хоровода, а селезень за кругом. Он стремится ее поймать, чтобы потом поцеловать, а весь хоровод должен ему мешать.

 

Запевная - праздничная игра в догонялки с чаркой-горелкой. А в чарке солодок-медок. Кто поймает - тот выпивает.

 

Подблюдная - игра-гадание «под блюдо». Девушки гадают на суженного. В большое блюдо собираются девичьи украшения - кольца, серьги, гребешки и так далее. Потом под песню вынимаются наугад по одному под каждый куплет. Чье кольцо под этот куплет вынется, тому и сбудется это гадание. В фольклорной традиции подблюдные песни часто встречаются с припевом "Славно" или "Слава". Этот припев отделяет одно гадание от другого.

 

Сектантская - волочебная песня, восхваляющая Бога, исполнялась в период "Зеленых Святок", то есть перед Пасхой каликами перехожими.

 

Все пути мои дороженьки...

нельзя пройти проехати

К родимому батюшке

К моему царю небесному...

 

У родимого у батюшки

Сестра и все братья любовные

Все любовные, все духовные,

Святым Богом избранные

 

Богу слава, Иисусу Христу держава

Во веки веков

аминь.

тебя, господи, благодарим.

 

Инна АСТАХОВА