М.М.Антокольский. Голова Ивана Грозного. 1869

Жанровое разнообразие скульптуры не столь велико как в живописи, основная тема для скульпторов - изображение человека или животных. Обращаясь к портретному жанру, русские ваятели 18-19 веков обычно представляли современников, чаще всего, это были работы, выполненные с натуры. Попытку расширить возможности скульптуры, изменить ее тематический диапазон предпринял во второй половине 19 века известный российский мастер Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902). Он создал целую галерею портретных образов русских исторических деятелей, с которыми он сам никогда не встречался. Свои портреты Антокольский создавал на основе тщательного постижения документальных источников и сочинений, внимательного изучения уже имеющихся прижизненных портретов, а также в результате собственных размышлений и представлений об исторической миссии своего героя. Так появились образы "Петра I", "Ивана Грозного", "Ермака", "Ярослава Мудрого", которые отразили представление об отечественной истории целого поколения позитивистски настроенной русской интеллигенции.

Новаторский подход Антокольского к созданию образов великих людей состоял также в том, что он не прибегнул к высокому штилю классицизма, не стал использовать в своих творениях сложный язык аллегорий. Исторических персонажей он изображал с позиций художника-реалиста: стараясь создавать произведения, наполненные глубоким психологическим, нравственным или даже философским содержанием, он оставался верным ясным композиционным принципам и был предельно достоверным в деталях. Близость к демократическим художественным кругам, дружба с В.В. Стасовым только утвердили мастера в правильности его пути.

В 1869 году Антокольский завершил работу над своей статуей "Иван Грозный", ставшей первой в его галерее образов русской истории. Успех скульптуры был грандиозным: она была представлена на Международной выставке в Лондоне, заслужила восторженные отзывы президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны, которая рекомендовала своему брату, императору Александру II, посетить мастерскую Антокольского. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрел ее для Эрмитажа. Скульптор получил звание академика. "Ивана Грозного" он повторил еще раз в мраморе, а затем сделал отдельно бронзовый бюст - "Голова Ивана Грозного".

В отличие от большой статуи, где царь представлен сидящим в кресле, бронзовый бюст носит камерный характер. Сам автор впоследствии отмечал, что его изображение царя Ивана грешит излишней детализацией и сюжетностью. В небольшом "портретном" варианте изображение Грозного выгодно отличается лаконичностью художественного языка и выразительностью психологической характеристики. Образ царя лишен привычной помпезности, государь облачен в монашеское одеяние, на голове его одета скуфья. Грозный изображен в момент тяжелых раздумий, он скорее подавлен, нежели гневен. Его голова опустилась на грудь под гнетом тягостных мыслей, густые брови сдвинуты, на лбу и впалых щеках залегли глубокие морщины, взгляд отстранен от внешнего мира и направлен "внутрь себя". Автор избрал закрытую композицию для портрета, что усиливает ощущение замкнутости, скрытности и мрачного одиночества персонажа.

Лицо царя выражает целую гамму противоречивых эмоций, здесь читается не только раскаяние в совершенных злодеяниях, но и жажда мести, накипающая злобу, неиссякаемая стойкость и яростная сила. Весь образ пронизан напряженным драматизмом. Для Антокольского Иван Грозный - фигура сложная и неоднозначная, "мучитель и мученик". Скульптор писал о своем герое: "В нем дух могучий, сила большого человека, сила, перед которой вся русская земля трепетала. День он проводил, смотря на пытки и казни, а по ночам, когда усталая душа и тело требовали покоя, у него пробуждалась совесть, сознание и воображение, они терзали его, и эти терзанья были страшнее пытки". Обращаясь к образу Ивана IV, Антокольский размышляет не только о судьбе конкретного исторического деятеля, его волнуют вопросы нравственного выбора любого человека, наделенного властью. Суд истории и внутренний суд человека, исторический долг и нравственные муки, жестокость политика и милосердие христианина - все эти противоречия актуальны для вершащих историю людей во все времена.

Справочная информация

Иван IV - Иван Васильевич, по прозвищу Грозный (родился 4 сентября 1530 года в подмосковном селе Коломенское; умер 28 марта 1584 в Москве) - великий князь всея Руси в 1533-1547, первый русский царь в 1547-1584. За годы правления Ивана Васильевича московское государство превратилось в настоящее царство: были присоединены к Москве Казанское ханство, Астраханское ханство, заселен Центрально-Черноземный район, завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири. Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник - первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), ввел наказания для чиновников.

Обладание безграничной властью власти царя плохо сказалось на его психике. Иван Васильевич с детства был подозрителен и жесток: в 13 лет он уже приказывал казнить. Воображая на каждом шагу заговоры, царь постепенно избавился от своих сподвижников, которым он был обязан реформами и победами времен начала его царствования. Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве - Опричнина. Из деяний опричников наибольшее значение имели фактический перенос столицы в Александровскую слободу и варварский разгром Новгорода. Насилие породило страх, царя стали звать Грозным. Те же, кто, подобно митрополиту Филиппу, смели высказать царю свое возмущение его политикой и гибли за свои убеждения, были позже причислены к лику святых. Все свои действия Иван Грозный мотивировал соображениями веры и здравого смысла. От прочих жестоких царей он отличался тем, что пытался объяснить свою правоту в личных посланиях и вступал в полемику с теми, кто был вне его власти. От царя осталось значительное литературное наследие, он один из немногих известных нам публицистов, литераторов и композиторов XVI века.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева