ЖУКОВСКИЙ Станислав Юлианович. Биография

ЖУКОВСКИЙ Станислав Юлианович (1873 -1944) - известный художник - пейзажист. Родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в восстании 1863 года. С 1892-1901 посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у С.А.Коровина, В.Д.Поленова и И.И.Левитана. Входил в "Товарищество передвижных художественных выставок" (с 1903). Принимал участие в выставках "Мира искусства". Был учредителем "Союза русских художников" (с 1907). Жил преимущественно в Москве, где организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907-1917. Много путешествовал по Средней России, изучая старинные дворянские усадьбы.

В ранних пейзажах Жуковский следовал левитановской традиции, которая сказалась в его работах "Весенняя вода" (1898); "Начало осени", "Ясная осень. Бабье лето", (1899); "Восход луны" и др. Эти пейзажи мастерски исполнены.

В своих пейзажах Жуковский стремился передать прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один-два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и для Жуковского. В 1899 г., его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи

В середине 1900-х гг. его манера несколько меняется, краски становятся ярче - сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Эти особенности проявились в картинах "Мартовский вечер", (1904), "Плотина" (1909), "Под вечер" (1910), "Осень. Веранда" (1911), "Увядающие астры", "Свежий снег" (1912), "Озеро" (1912-14), "Весна" (1913), "Синяя вода" (1914).

Жуковский воссоздал поэзию "уходящей натуры" - старинных усадебных гнезд: "Разъезд на рассвете" (1902), "Бессонная ночь", "Утро. Осень в усадьбе" (1906), "Печальные думы" (1907), "Цветы последние" (1908), Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира.

В своих усадебных интерьерах Жуковский остается пейзажистом. Его "барские дома" всегда открыты миру. Поэтому он еще любил писать и окна: "Подснежники", "Праздник весны" (1911).

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работал: он состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, по заданию отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса обследовал частные собрания Москвы и Подмосковья. Некоторое время он жил в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики. Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу.

Жуковский говорил о себе: "Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени". Круг тем и образов в его искусстве остается неизменным и в 1920-е годы: "Речка в Полесье", "Осеннее утро", "Иней" (1928), "Лунная ночь. Жасмин и пионы" (1920-е).

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг. друзья-художники, в том числе и влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ.

Умер художник в концентрационном лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время войны погибли и многие его картины.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева