А.В.Лентулов. Вид Нового Иерусалима. 1917

"Вид Нового Иерусалима" (в литературе упоминается также под названием "Башни Новоиерусалимского монастыря") - одна из картин цикла, созданного Лентуловым летом 1917 года в подмосковном монастыре. В этих работах художник уходит "от предыдущих беспредметных систем, оставляя за собой право в интересах чисто пластических и композиционных где-то нарушить законы перспективы или анатомию и предпочитая скошенную форму академической строгости и натуралистическому правдоподобию". (Лентулов А.В.)

Белокаменная монастырская стена и высокие многоярусные башни с небольшими черными окнами и зелеными конусообразными крышами изображены убедительно и достоверно, хотя цветовое и пластическое преображение достаточно ощутимо, но не столь решительно, как в ранних работах художника. Форма построек моделируется красно-коричневыми, чернильно-фиолетовыми, охристыми насыщенными цветовыми рефлексами и пластическими сдвигами отдельных архитектурных элементов. Небо и кроны деревьев плоскостны и подобны многоцветному лоскутному одеялу. Архитектурные формы легки, их материальность не такая весомая, как у реальных каменных строений. Скорее они кажутся театральной декорацией.

В пейзаже "Вид Нового Иерусалима" Лентулов отходит от декоративно-плоских картин-панно и создает причудливо изогнутое пространство, которое разворачивается одновременно в разных направлениях.

Комментарии

Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский) - мужской монастырь, основан в 1656 году патриархом Никоном, упразднен после Октябрьской революции 1917 года, в 1941 году разрушен немецко-фашистскими войсками. Сейчас на территории монастыря (современный город Истра) восстанавливаются архитектурные памятники XVII - XIX веков, и находится краеведческий музей Московской области.

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева