Е.Г. Гуро. Женщина в платке (Скандинавская царевна). 1910

Елена Генриховна Гуро была не только самобытным поэтом, но и графиком-иллюстратором и тонким живописцем. В разгар идей урбанизации в искусстве, поэтизации фабрик и заводов, когда машина разъединила человека с природой, Гуро обращается к «спасительной природе». Это обращение связано у нее со стремлением постигнуть скрытую сущность явлений, логику развития цвета, объема, веса, формы органических структур, художественно отразить невидимое всеобщее движение в пространстве, существо «планетарной» связи. Она пытается уподобить свое творчество закономерностям движения природных форм ритмов. «Попробуй дышать, как шумят вдали сосны, – писала Гуро, – как расстилается и волнуется ветер, как дышит вселенная. Подражать дыханию земли и волокнам облаков».

В картине «Женщина в платке (Скандинавская царевна)» просматривается совершенно естественная связь не просто с иконой или примитивом (что характерно для искусства 1910-х), но с какими-то еще более дальними архетипами. Созданный художницей образ то ли крестьянки, то ли древней пришедшей из мифов царевны словно напитан глубинными соками матери-земли. В нем звучит напоминание о том, что каждый человек имеет свое начало, вернее «первоначало», предопределяющее его сущность, предназначение и судьбу, и о том, что в давние времена человек сам творил мифы и не раз участвовал в ритуальном воссоздании чуда рождения космоса. Теплый медово-солнечный цвет заливает уютный мир человеческого дома в картине Елены Гуро, а за окном космическая бесконечность и мириады небесных светил.