Опера "Пиковая дама". Действие 2. Сцена 1. Танец пастухов и пастушек (сарабанда)

 

Сюжет и большинство стихов этой пасторали заимствованные из одноименной поэмы П. Карабанова1.

 (Из приведенного выше, в описании оперы в целом, перечня действующих лиц и исполнителей этого спектакля в спектакле читатель уже знает, кто из гостей на балу в нем участвует). Танец  пастушков и пастушек (сарабанда) – второй эпизод этой Пасторали.

            В Пастораль П. Чайковский дает образцы стилизация музыки XVIII  века, а также использует  подлинные мотивы Моцарта и Бортнянского). Жанровые сцены этой картины построены на элементах старо-французской сюиты, сюда входят контрданс, сарабанда, медленный гавот, дуэт пастушков, менуэт  с трио и заключительный балетный номер. Вся эта музыка написана Чайковским в мягких изысканных элегантных тонах на манер «россиниевски-моцартовских».

----------------

1 КАРАБАНОВ Петр Матвеевич (1765 — 1829), поэт, переводчик. Из старинного дворянского рода. Родился в Смоленске. В печати выступал со 2-й пол. 1780-х. В журналах «Растущий виноград» («Ода в похвалу воинской жизни», 1785), «Лекарство от скуки и забот», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий» и др. публиковал оригинальные и переводные стихи разных жанров (оды, сказки, басни, идиллии, песни и т. д.). Карабанову принадлежит одно из первых русских подражаний У. Шекспиру: «Вольное подражание монологу трагедии Гамлета» (1786). Писал тексты для хоров, положенных на музыку О. А. Козловским. К написанной Карабановым популярной в конце XVIII — начале XIX века «Песне гренадерской» («Гренадеры — молодцы…») музыку написал И. Е. Хандошкин. Среди более камерных произведений Карабанова известность приобрело стихотворение «Искренность пастушки». Именно оно использовано в либретто оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (песня «Мой миленький дружок»).

 

© Александр МАЙКАПАР