НАБОР ЦОР К УЧЕБНИКАМ
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России». 6–9 кл.»

 

Методические рекомендации по работе с набором ЦОР

 

  1. Анимации:
  2. Исторические источники:
  3. Иллюстративные материалы:
  4. Справочные материалы:
  5. Контрольно-измерительные материалы:
  6. Примеры сценариев уроков с использованием ЦОР

 

 

Анимации

а) Интерактивные карты

Варианты использования:

б) Интерактивные схемы

Варианты использования:

 

Исторические источники

(тексты, рисунки, фотографии, аудио и видеофрагменты)

Варианты использования:

 

Иллюстративные материалы

(карты, схемы, таблицы, иллюстрации)

 

Методика работы с иллюстративными материалами, содержащимися в настоящем наборе, во многом схожа с традиционной, однако мультимедийность объектов предоставляет учителю и ряд новых возможностей. Например, все карты сделаны масштабируемыми, что позволяет пользователю (учителю или ученику) увеличить отдельный фрагмент для большей наглядности.

Варианты использования:

 

Справочные материалы

(определения, биографические справки, исторические справки)

 

Варианты использования:

 

Контрольно-измерительные материалы

(тестовые задания, контрольные вопросы, исторические задачи)

а) Тестовые задания позволяют проводить оперативный контроль уровня знаний учащихся. В данном наборе ЦОР представлены тесты различных типов:

Тестовые задания прилагаются к каждому параграфу учебника, также учитель может сам создавать наборы тестовых заданий для контроля знаний по тому или иному объему пройденного материала, сообразуясь с возможностями учащихся. Последовательность вопросов в заданиях, предполагающих выбор из списка, каждый раз генерируется произвольно и, таким образом, возможность узнавания (запоминания) учениками «ключей» к тестам исключается.

б) Контрольные вопросыприлагаются к каждому параграфу учебника и могут быть использованы:

в) Исторические задачи с открытыми вопросами к каждой теме (разделу) учебника позволяют оценить знания учащихся (например, взаимосвязь исторических событий и явлений), умение анализировать исторические события и документы, умение формулировать ответ.

Примеры сценариев уроков с использованием ЦОР

 

С помощью цифровых образовательных ресурсов при наличии необходимого оборудования можно обеспечить проведение уроков различного типа:

 Учителю предлагаются примерные сценарии этих типов уроков. Опираясь на них, учитель сможет конструировать любые уроки по своему усмотрению.

 

Урок-объяснение 

 

Пример урока 1

 

Тема урока:

Население и хозяйство России в XVI в. (7 класс)

 

Цель урока:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России». 7 класс

 

Подготовка к уроку:

Перед уроком учителем готовится мультимедийное сопровождение, представляющее собой презентацию, созданную с использованием как готовых ресурсов из набора ЦОР, так и созданных учителем самостоятельно (с использование набора ЦОР).

 

Ход урока:

Учитель начинает объяснение нового материала с общей характеристики экономики России XVI в. Особенность XVI в. – подъем экономики. Здесь можно задать классу вопрос о причинах, которые могли привести к экономическому росту.

Далее целесообразно обратиться к карте «Россия в XVI веке» (кадр 1) и рассказать учащимся о сельскохозяйственной и ремесленной специализации земель. Говоря о развитии сельского хозяйства, полезно будет вывести на экран определения новых терминов «яровые», «озимые культуры». При необходимости учащиеся могут кратко записать их. Фотография «Царь-пушка», сопровождаемая кратким рассказом учителя, позволит создать у учащегося довольно яркое представление об уровне развития ремесла.

Далее следует обратиться к характеристике социальной структуры общества и вывести на экран таблицу «Основные группы населения XVI в.». Можно более подробно остановиться на описании крестьянского и городского населения, продемонстрировать таблицы «Основные группы крестьян» и «Основные группы горожан». Затем вывести на экран определение «Казачество» и рассказать об особенностях быта и хозяйства этой группы населения.

При характеристике внутренней и внешней торговли можно опять вернуться к карте «Россия в XVI в.» и продемонстрировать указкой направление основных торговых потоков. Рассказать о роли ярмарок в развитии торговли и показать места их расположения на карте. Можно задать классу вопрос: «Какие товары являлись предметом экспорта и импорта?»

На данном уроке важно показать значение денежной реформы 1535–1638 гг. для экономической жизни страны.

В заключении урока для обобщения и закрепления нового материала можно предложить учащимся следующие вопросы: «Что являлось основной отраслью хозяйства?»; «Что значит «экстенсивный путь развития экономики»?»; «Применимо ли это понятие к России XVI в.?». Также можно попросить назвать основные сословия.

Итогом урока может стать опорный план-конспект, содержащий основную информацию о социально-экономическом развитии России в XVI в.

 

Пример урока 2

 

Тема урока:

Общественно-политическое движение 30-50-х годов. (8 класс).

 

Цель урока:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 8 класс.

 

Подготовка к уроку:

Перед уроком учителем готовится мультимедийное сопровождение, представляющее собой презентацию, созданную с использованием как готовых ресурсов из набора ЦОР, так и созданных учителем самостоятельно (с использование набора ЦОР).

 

Ход урока:

Урок начинается с того, что учащиеся вспоминают, что им известно о направлениях в общественно-политическом движении из курса всеобщей истории. По мере представления учащимися ответов на экране появляются определения «Консерватизм», «Либерализм» и «Радикализм». Затем следует анализ общественно-политической ситуации в России после поражения восстания декабристов.

Объяснив особенности консервативного направления в России, учитель показывает слайд с определением «Теория официальной народности» и рассказывает об основных идеологах этого направления – С.С. Уварове, Н.М. Карамзине, М.П. Погодине, Ф.В. Булгарине, С.П. Шевыреве, Н.И. Грече, сопровождая свой рассказ слайдами с их портретами.

Перейдя к анализу либерального направления, учитель представляет на экране определения «Западничество» и «Славянофильство» и просит учащихся сделать предположение об основных сходствах и различиях между этими течениями, введя понятие «друзья-враги». Рассказ о представителях либерального направления также сопровождается демонстрацией их портретов (Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, В.П. Боткина, К.С. и И.С. Аксаковых, И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, А.И. Кошелева). Можно предложить учащимся разделиться на «западников» и «славянофилов» и постараться убедительно доказать свою точку зрения; можно предложить групповую игру, основанную на отстаивании той или иной точки зрения. Затем учитель предлагает сравнить славянофилов и консерваторов и сделать вывод о сходствах и различиях между ними («Почему славянофилы относятся к либеральному направлению?»). Учитель просит также подумать над вопросом, возможно ли было при Николае I сотрудничество либералов с властями.

После этого на материале предшествующих уроков («Внутренняя политика Николая I») учащиеся делают вывод, почему общественное движение активизировалось в 1830-е годы в Москве, а не в Петербурге, и указывают на отличия в составе его участников по сравнению с декабристским периодом. Затем следует рассказ учителя о «кружковом периоде» общественного движения. Его можно проиллюстрировать портретами братьев Критских и Н.В. Станкевича.

Следующий шаг – рассказ об особой общественной позиции П.Я. Чаадаева (портрет) с опорой на анализ текста его «Философических писем». Работу с источником можно организовать как индивидуальную, так и в группах, поставив перед учащимися как общие, так и индивидуальные задачи.

Разговор о революционном движении можно начать с вопроса о том, что учащиеся помнят об утопическом социализме, и перейти к его проявлениям в России. Рассказ учителя иллюстрируется портретами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева и изображениями обложек журнала «Колокол» и альманаха «Полярная звезда».

Учитель просит подумать о причинах активизации революционных настроений в российском обществе в рассматриваемый период и переходит к рассказу о кружке М.В. Буташевича-Петрашевского (портрет), обращая особое внимание учащихся на участие в кружке Ф.М. Достоевского.

Важно показать роль в общественно-политическом движении журналов различной направленности и их издателей. Эту часть урока можно проиллюстрировать портретами А.А. Краевского, Н.И. Надеждина, Н.А. Полевого.

В заключение учитель говорит об усилении национальных движений на примере Кирилло-Мефодиевского общества на Украине во главе с Т.Г. Шевченко (портрет).

Итогом урока может стать опорный план-конспект, содержащий основную информацию о направлениях в общественно-политическом движении, его основных течениях и представителях.

 

Домашнее задание:

Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

§10. Общественное движение 30-50-х годов.

 

 

Урок-семинар 

 

Пример урока 1

 

Тема урока:

Русская православная церковь в XVII в. (7 класс)

 

Цель урока:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 7 класс.

 

Подготовка к уроку:

Перед уроком учителем готовится мультимедийное сопровождение, представляющее собой презентацию, созданную с использованием как материалов ЦОР, так и созданных учителем.

 

Ход урока:

На протяжении урока учитель ведет беседу с классом, используя ресурсы набора ЦОР.

  1. На экран выводится определение «Смутное время» и учащимся задается вопрос о влиянии Смуты на положение церкви.
  2. Далее учащиеся знакомятся с интерактивной схемой «Структура Русской православной церкви». Учащихся спрашивают о том, что им известно о состоянии русской церкви в середине XVII в. Что из перечисленного в схеме привело к реформированию церкви?
  3. При демонстрации слайдов с изображениями протопопа Аввакума и патриарха Никона можно попросить учащихся рассказать о них. Учитель может дополнить ответы учеников, рассказав о позиции Аввакума и Никона по отношению к исправлению богослужебных книг и объяснив учащимся отстаиваемые ими точки зрения.
  4. Далее можно вывести отрывки из «Жития» протопопа Аввакума и определить различия между «старой» и «новой» верой (ответ можно оформить в виде таблицы). Учащиеся отвечают на вопрос: «Насколько глубоки были реформы Никона, затрагивали ли они основы православной веры?»
  5. Затем на экран выводится определение «Старообрядцы». Учитель просит учащихся прокомментировать его.
  6. После этого следует слайд с картиной Сурикова «Боярыня Морозова». Учащиеся и учитель обсуждают итоги реформ Никона.
  7. Учитель спрашивает учащихся, как разрешилась в XVII в. проблема соотношения церковной и светской власти. На экране портреты патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.
  8. Затем на экран выводятся отрывки из указов правительства о старообрядцах. Учитель просит учащихся ответить на вопросы к тексту источника.
  9. В завершении урока учитель подводит его итоги.

 

Пример урока 2

 

Тема урока:

Крымская война. (8 класс)

 

Цель урока:

 

Материалы и оборудование:

Материал параграфа 14 учебника (учащиеся получают задание ознакомиться с ним заранее).

Компьютер, оборудованный мультимедиа проектором, экран (для учителя).

Компьютеры с установленной системой организации и поддержки образовательного процесса инаборомЦОР к учебнику (для учеников).

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 8 класс.

 

Подготовка к уроку:

Перед уроком учителем готовится мультимедийное сопровождение, представляющее собой презентацию, созданную с использованием как материалов ЦОР, так и созданных учителем.

 

Ход урока:

На протяжении урока учитель ведет беседу с классом, используя ресурсы ЦОР.

  1. В начале урока необходимо повторить с учащимися понятие «Восточный вопрос», вспомнив соответствующие примеры из ранее изученного материала.
  2. Затем разобрать основные причины Крымской войны и непосредственный повод, послуживший к ее началу. Используются слайды с портретом А.С. Меньшикова и его краткой биографией.
  3. Учитель представляет учащимся анимированную карту «Крымская война».
  4. С опорой на материал учебника и анимации/презентации учитель и ученики разбирают вопрос о характере Крымской войны.
  5. Учитель просит учащихся рассказать о героической обороне Севастополя с опорой на карту.
  6. По ходу рассказа учащихся на экране показываются: фото «Вход в гавань Балаклавы»; портреты и биографии П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, Э.И. Тотлебена, В.И. Истомина; фото «Остатки укреплений Малахова кургана».
  7. Учитель и ученики анализируют причины поражения России в Крымской войне.
  8. Учитель и ученики анализируют причины экономического и военно-технического отставания России от западных держав и установить причинно-следственные связи между ними и причинами поражения в войне.
  9. Учитель ставит перед учащимися проблему: имела ли Россия шанс избежать поражения. При ответе, вне зависимости от позиции учащегося, требует развернутой аргументации.
  10. Учитель знакомит учащихся с определением и текстом Парижского мирного договора. Иллюстрация – портрет М.Д. Горчакова.
  11. На основе текста Парижского мирного договора учитель и ученики анализируют итоги Крымской войны.
  12. Учитель ставит перед учащимися вопрос о выводах, которые российские власти должны были сделать из поражения в Крымской войне. Учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о назревшей необходимости для России глубоких преобразований.

Итогом урока может быть совместное с учителем или самостоятельное составление учащимися хронологической таблицы «Основные события Крымской войны» с опорой на материалы учебника и набора ЦОР. Эта работа может быть выполнена и в качестве домашнего задания.

 

Обобщающий урок

 

Пример урока 1

 

Тема урока:

Россия в XVI – начале XVII вв. (7 класс)

 

 Цели и задачи:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История государства и народов России. 7 класс.

 

Ход урока:

Учитель: Главной нашей задачей сегодня станет повторение и анализ событий XVI – начала XVII вв. от начала правления Ивана Грозного до окончания Смутного времени. Для этого вам предлагается поработать с историческими задачами.

При выполнении заданий учащиеся могут работать индивидуально. Можно также разбить класс на группы, каждая группа получает свой тип задания: например, соотнести имя исторического персонажа и факт биографии, дать определение к терминам, расположить события в хронологической последовательности.

Для повторения учащимся перед выполнением задания рекомендуется просмотреть интерактивные карты по истории России XVI в. (внутренняя и внешняя политика) и по истории Смутного времени (начало и окончание).

Далее ученики выполняют задания.

В конце урока следует краткий анализ результатов (какие вопросы вызвали наибольшие затруднения) и рекомендации учителя по ликвидации выявленных «пробелов» в знаниях.

 

Домашнее задание:

«Работа над ошибками» – повторение вызвавших затруднение тем Главы I учебника.

 

Пример урока 2

 

Тема урока:

Россия в первой четверти XIX века (8 класс).

 

Цели и задачи:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 8 класс.

 

Ход урока:

Урок полностью строится на использовании ресурсов набора ЦОР, а именно, заданий урока закрепления полученных знаний, завершающего главу 1.

 

Учитель: Главной нашей задачей сегодня станет повторение и анализ событий истории нашей страны от воцарения Александра I и до последних дней его царствования. Для этого вам предлагается ответить на вопросы контрольного тестирования.

Обратимся к нашим компьютерам.

Далее ученики входят в программу и запускают тестирование. Если позволяет лимит времени, можно провести спаренный урок, тогда тестирование проходит с использованием урока закрепления полученных знаний (рассчитан на 90 минут работы, включает в себя помимо тестов по типу А, В и С исторические задачи по пройденному материалу. Их выполнение предваряет основную работу.

Если ориентироваться на 45-минутный урок, используется система тестирования, описанная ниже.

Тестирование происходит в течение всего урока. После завершения тестирования следует краткий анализ результатов (какие вопросы вызывали наибольшие затруднения) и рекомендации учителя по ликвидации выявленных «пробелов» в знаниях.

 

Домашнее задание:

«Работа над ошибками» –повторение вызвавших затруднение тем Главы I учебника. Возможен другой вариант: «проработка» на домашнем компьютере данных уроков тестирования.

 

 

Контрольный урок

 

Пример урока 1

 

Тема урока:

Россия в XVI – начале XVII вв. (7 класс)

 

Цели и задачи:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 7 класс

 

Ход урока:

Урок полностью строится на использовании ресурсов образовательного комплекса, а именно, тестовых заданий и исторических задач к главе 1.

 

На тестирование отводится половина урока. Далее учащимся предлагается работа с текстом, в котором есть фактические ошибки. При этом важно, чтобы учащийся не только нашел неверный факт, но и исправил его на правильный.

На следующем уроке учитель подводить итоги проверочной работы и обращает внимание учащихся на наиболее частые ошибки.

 

Пример урока 2

 

Тема урока:

Россия во второй четверти XIX века (8 класс).

 

Цели и задачи:

 

Материалы и оборудование:

 

Учебник:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России». 8 класс.

 

Ход урока:

Урок полностью строится на использовании ресурсов образовательного комплекса, а именно, тестовых заданий, завершающих главу 2.

 

Ученики входят в программу и запускают тестирование. Им не доступна функция решения, поэтому они дают самостоятельные ответы на поставленные вопросы. По итогам тестирования компьютер выдает информацию, какой процент составляют правильно выполненные задания.

 

Тестирование происходит в течение всего урока. В случае если наиболее сильные ученики справляются с ним раньше положенного времени, учитель может предложить им дополнительные задания, составленные им с использованием материалов набора ЦОР.

 

Ниже представлены примерные сценарии уроков комбинированного типа с включением в них всех ЦОР, рекомендованных к использованию в соответствующей теме.

 

Урок 1 – Российская империя на рубеже XVIII‑XIX веков.

 

I. Территориальная и национальная структура Российской империи.

 

Беседа с учащимися.

– О чем мы будем говорить, изучая данную тему?

Во время ответа учитель выводит на экран такие понятия, как «Империя», «Самодержавие». Учащимся можно предложить скопировать эти определения в рабочую тетрадь. Иллюстрацией может служить ЦОР «Герб России».

 

Работа с картой «Российская империя в начале XIXв.»

Учитель выводит на экран карту и просит учащихся

а) описать территорию Российской империи;

б) вспомнить и показать на карте, какие территории были присоединены в XVIIIв., и как происходили эти присоединения.

Можно обратить внимание учащихся на то, что Российская империя не имела заморских колоний.

 

Учащимся предлагается вспомнить, представители каких национальностей и каких религий населяли Российскую империю. Иллюстрацией служат «Этнические типы».

 

Беседа с учащимися и работа у доски.

Учащиеся вспоминают, каково было административное деление России (в ходе ответа на доске воспроизводится схема административного деления), когда и кем было введено деление страны на губернии.

 

II.  Сословия России.

 

Учащиеся вспоминают и при необходимости фиксируют с экрана понятие «Сословие».

Затем учитель одно за другим выводит на экран определения различных сословий, дополняет материалы набора ЦОР материалами учебника, и учащиеся в тетради заполняют таблицу «Сословия Российской империи».

Составление таблицы завершается беседой, опирающейся на следующие вопросы:

Были ли сословия равноправны?

У каких сословий были только права, и у каких были обязанности?

У кого совсем не было прав и почему?

Кто обладал правом владеть землей и крестьянами?

Положение какой категории крестьян было самым тяжелым и почему?

Можно ли было изменить свое социальное положение?

По итогам этой беседы учащиеся (в т. ч. на доске) составляют схему привилегированных и непривилегированных сословий.

 

III.  Сельское хозяйство и крестьянство.

 

Беседа с учащимися.

Используется таблица «Экономическое развитие на рубеже веков».

Учащиеся вспоминают, какая отрасль экономики являлась основной в России в конце XVIIIв.

Еще раз выводятся определения «Дворянство» и «Крестьянство», и учащиеся отвечают на вопросы:

Кто владел землей?

Кто обрабатывал землю?

Как строились взаимоотношения между помещиком и крестьянином?

Выведя на экран определения «Барщина» и «Оброк», учитель предлагает подумать, в каких районах (черноземных и нечерноземных) была больше распространена та или иная форма эксплуатации и почему. Как это было связано с таким явлением, как отходничество?

 

IV. Промышленность.

 

Пользуясь таблицей «Экономическое развитие на рубеже веков», учащиеся говорят, какие еще отрасли экономики развивались в России рубежа веков.

На экран выводится определение «Мануфактура». Учащиеся вспоминают, когда в России появились мануфактуры, какого типа они бывают.

 

V.  Политический строй России.

 

Беседа с учащимися.

На экране определение «Самодержавие». Учащиеся объясняют, что такое самодержавная монархия.

Работа со схемой «Высшие органы власти при Павле I».

Наблюдая за интерактивной схемой, учащиеся вспоминают толкование терминов «Император», «Коллегия», «Святейший Синод», «Правительствующий Сенат». Эти определения можно вывести на экран и вне схемы.

 

Закрепление материала.

Для закрепления материала учитель может использовать (полностью или частично) предложенные в наборе ЦОР контрольные задания к уроку.

 

 

Урок 2 – Внутренняя политика Александра I.

 

I.  Закрепление пройденного материала.

 

В начале урока учащиеся вспоминают понятия «Империя», «Самодержавие», «Дворянство», «Крестьянство», «Барщина», «Оброк», «Сенат», «Синод», «коллегия». При необходимости учитель может обратиться к этим определениям в наборе ЦОР.

Учащийся у доски воспроизводит схему государственного управления.

 

II.  Император Александр I.

 

Учащиеся знакомятся с портретом и биографической справкой Александра I.

Дополнительным материалом может служить портрет и биографическая справка императрицы Елизаветы Алексеевны, Ф.Ц. Лагарпа.

 

III.  «Негласный комитет».

 

Учитель выводит на экран определение «Негласный комитет».

Объяснение сопровождается демонстрацией портретов В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А. Чарторыйского. Учащиеся знакомятся с их биографическими справками.

 

IV.  Начало царствования.

 

Комментируя заявление Александра I, что при нем будет все, «как при бабушке», учитель говорит о составе и роли Непременного совета, выведя на экран соответствующее определение.

 

Александр Iвозвращается к политике «просвещенного абсолютизма», в частности отменив жесткую цензуру (определение), введенную Павлом I.

 

Следующее используемое определение – «Крестьянский вопрос». Учащимся предлагается подумать, почему решение этого вопроса было так важно для России. В рамках этой беседы учащимся предлагается определение «Указ о вольных хлебопашцах» и отрывок из него. К документу могут быть заданы вопросы:

Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян.

К какому сословию принадлежали крестьяне, освобожденные по указу?

Каковы были их права и обязанности?

Предположите, каковы были результаты издания этого указа. Почему?

 

Одним из либеральных начинаний Александра Iстало дарование Конституции (определение) и предоставление широкой автономии (определение) Великому княжеству Финляндскому, которое использовалось в качестве своеобразного плацдарма для обкатки возможных либеральных преобразований на всей территории России.

 

Автономия (определение) была предоставлена и университетам.

 

V.  Реформы М. М. Сперанского.

 

Используется портрет М. М. Сперанского и его биографическая справка.

Беседа с учащимися на основе материалов учебника.

 

М.М. Сперанский «изучил все существующие в мире конституции» – определение «Конституция».

 

Одной из составляющих плана реформ М.М. Сперанского было введение Государственного Совета (определение).

 

Работа со схемой «Высшие органы власти при Александре I».

Учащиеся наблюдают за интерактивной схемой и копируют ее в тетрадь. Все определения могут быть вызваны отдельно.

На основе схемы учащиеся делают выводы об изменениях, произошедших в системе управления при Александре I. Можно проанализировать отличия министерств от коллегий.

 

Одновременно с М.М. Сперанским начинает свою деятельность на государственном поприще и А.А. Аракчеев (портрет, биографическая справка), еще до войны 1812 г. пытавшийся вводить военные поселения.

 

VI. Закрепление материала.

 

Для закрепления материала учитель может использовать (полностью или частично) предложенные в наборе ЦОР контрольные задания к уроку.