Неизвестный скульптор XIX века. Меркурий. XIX век

Меркурий изображен в дорожной шапке, с жезлом (кадуцеем) в руках и крылышками у ступней. Правая рука указующим жестом поднята вверх, в левой он держит жезл - кадуцей. Пальцы его левой ноги опираются на полукруглую подставку, правая - согнута в колене и отвдена назад.

Работа из собрания Радищевского музея представляет собой копию со знаменитой статуи "Меркурий" исполненной Джованни Болонья. Статуя была заказана скульптору в 1564 году Козимо I Медичи для подарка Максимилиану II Габсбургу, императору Священной Римской империи.

В статуе "Меркурий" Джованни Болонья развивает идею скльптора Бенвенуто Челлини об "идеально круглой" скульптуре, обладающей свободой пространственного бытия и органического слияния с природой. Созданная им изящно-пропорциональная фигура Меркурия, обладает стремительной динамикой и вместе с тем, сохраняет устойчивое равновесие.

Эта работа Джованни Болонья была очень популярна и неоднократно повторялась самим скульптором. Статуе из собрания Радищевского музея ближе всего варианты, находящиеся в собрании Городского музея Болоньи (Италия) и Художественно-исторического музея (Вена, Австрия) - под ногами Меркурия отсутствует маска западного ветра со струей воздуха, пальцы его левой ноги опираются на полукруглую подставку.

Справочные материалы.

Меркурий (римск., греч. - Гермес) - один из двенадцати богов Олимпа, сын Зевса и горной нимфы Майи. Он считался вестником богов, покровителем или патроном путешественников, воров, купцов, пастухов, ораторов, и вследствие сего был одним из популярнейших богов. Иногда почитался и как покровитель искусств. В греческой мифологии ему соответствует Гермес.

Кадуцей - золотой жезл, оплетенный двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, -атрибут римского бога Меркурия ( греч. - Гермес).

По одной из версий, кадуцей первоначально имел форму оливковой ветви или прута с несколькими листьями. Затем прут был увенчан наконечником в форме шара и полумесяца и, наконец, принял облик обвивающих его змей. По другой версии, змея, как знак исцеления, изначально являлась составной частью жезла. Согласно Гомеру, Гермес получил кадуцей от Аполлона в обмен на свирель; другая легенда гласит, что кадуцей изготовлен специально для Гермеса. По преданию, Гермес бросил кадуцей в двух сражающихся друг с другом змей, и в результате они приросли к жезлу. Гермес передал кадуцей своему сыну Нерику, от которого пошел род глашатаев.

Кадуцей обладал способностью усыплять людей и пробуждать их от сна, кроме того он был также ключом от загробного мира: с его помощью Гермес открывает врата подземного царства и вводит туда души умерших. Поскольку Гермес выступал наставником Эроса, кадуцей символизировал также такие качества учителя, как красноречие и рассудительность, или вообще обозначал педагогику. До настоящего времени кадуцей служит символом торговли и дипломатии.

Статуя "Меркурий" была заказана скульптору Джованни Болонья в 1564 году Козимо I Медичи для подарка Максимилиану II Габсбургу, императору Священной Римской империи. Работа пользовались большим успехом и многократно отливалась, с незначительными изменениями, самим Болоньей.

Основными вариантами являются: 1564 года (Городской музей, Болонья; высота 55,5); 1575 года (Художественно-исторический музей, Вена; высота 62,7); 1580 года (Национальный музей, Флоренция; высота 180).

Джамболонья. (1529-1608). Итальянский скульптор эпохи маньеризма. Его творчество можно рассматривать как связующее звено между искусством Микеланджело и Бернини. Настоящее имя Джамболоньи - Жан де Булонь (Jean de Boulogne). Он родился в 1529 году в городке Дуэ в Пикардии, принадлежавшей тогда Фландрии. Учился у скульптора Дюбрёка в Монсе, а около 1550 года отправился в Рим. Там молодой скульптор изучал искусство Возрождения (в своем творчестве он испытал сильное влияние Микеланджело) и греко-римской античности. Через два года приехал во Флоренцию, где обрел покровительство герцогов Медичи. Несмотря на то, что на новой родине его всегда воспринимали как фламандца, он получил прозвище Джамболонья, которое является разговорной, сокращенной формой его имени, произнесенного на итальянский лад. Умер Джамболонья во Флоренции 13 августа 1608 года.

Джамболонья создал свой собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой. Он был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны.

Бронза - старинный материал пластики; изобретена, по-видимому, на Востоке в III тысячелетии до н.э.

Бронза представляет собой очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Его получают в результате сплава олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в сплаве процент меди (до 90 %), тем краснее оттенок бронзы; чем больше примеси олова (до 25 %), тем серее или чернее тон бронзы.

Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики.

Пустая внутри литая бронзовая статуя легче мраморной. К тому же бронза обладает свойством сцепления частей, поэтому композиция в бронзе может быть свободнее, без замкнутости, свойственной мрамору, с широкими просветами и сложными, далекими от основного стержня ответвлениями.

Кроме того, бронза иначе, чем, например, мрамор, реагирует на воздействие света. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими, яркими бликами. Если очарование мрамора - в насыщенной, пронизанной светом поверхности и в мягком таянии, растворении контура, то главное воздействие бронзовой статуи основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте. Так как в мраморе поверхность как бы слегка просвечивает, то в ее обработке важное значение приобретают мягкие переходы внутренней формы. Поэтому мраморные статуи рассчитаны на рассмотрение вблизи и в закрытом пространстве. Бронза, напротив, воздействует резкой трактовкой деталей и общим силуэтом, поэтому бронзовые статуи больше пригодны для помещения на открытом воздухе.

Литье - самая популярная техника обработки бронзы, как и других металлов.

Уже египтяне были мастерами в отливе больших статуй. По-видимому, у них научились этой технике и ее усовершенствовали греки, прежде всего жители острова Самос. В эпоху готики скульпторы отдавали предпочтение камню и дереву перед бронзой. В эпоху Возрождения техника литья из бронзы вновь переживает расцвет. В эпоху барокко опять начинается тяготение к мрамору и дереву, хотя литье из бронзы остается на вооружении у скульпторов, особенно во Франции.

Существуют три основных метода литья из бронзы.

Древнейший метод состоит в том, что металл сплошной массой вливается в пустую форму. Этот грубоватый прием пригоден для изготовления простых предметов (например, оружия) и примитивных идолов с элементарными геометрическими формами.

Два других метода, более совершенных, сохранили свое назначение до наших дней.

Преимущество метода земляной формы или литья по частям заключается в том, что при нем оригинальная модель не погибает и отлив можно повторить. Серьезный дефект этого метода в том, что статуя составляется из отдельных частей и поэтому после отливки должна подвергнуться тщательной дополнительной обработке. Этим методом выполнены греческие статуи архаического периода и бронзовые статуэтки раннего Возрождения, например, произведения Донателло.

Третий метод литья из бронзы, с одной стороны, более опасный для статуи, но зато и гораздо более совершенный, - это работа с помощью воска (так называемый метод "a cire perdue" - буквально 'с потерянным воском', чаще его называют "метод утраченного воска", так как восковая модель скульптора при этом гибнет). Этот метод знали уже в Древнем Египте. Подробно описаный Бенвенуто Челлини в "Трактате о скульптуре" 1568 года, он с тех пор постоянно совершенствовался.

Сущность этого метода состоит в следующем: скульптор готовит модель из глины, ее сушат и обжигают (для прочности); затем покрывают ровным слоем воска такой толщины, какой желательны стенки будущей бронзовой статуи. Покрытая воском модель плотно вкладывается в глиняную форму, в которой проделано несколько отверстий, по ним из согретой глиняной формы вытекает воск. Когда воск вытек, в те же отверстия наливают расплавленную бронзу. После того как форма остыла, ее разбивают. Необходима исключительная точность при обкладке модели восковым слоем, так как если слой окажется неровным, то и бронза будет неравномерно твердеть и могут возникнуть трещины. Недостаток этого метода в том, что гибнет восковая модель художника; его преимущество в том, что с абсолютной точностью воспроизводятся все нюансы модели.

Патинирование. Бронза меньше чем другие материалы, как, например, мрамор или дерево, поддается воздействию времени и сырого воздуха. Можно даже сказать, что она выигрывает, если долго находится на открытом воздухе - сплав оксидируется и приобретает приятный зеленоватый, голубоватый, коричневый или черноватый оттенок, - то есть покрывается патиной. Вместе с тем, патина на бронзе может быть вызвана и искусственно, причем разные эпохи в истории скульптуры оказывают предпочтение различного рода патинам.

В одни - стремятся подчеркнуть бронзовый, металлический зеленоватый тон статуи, в другие, напротив, его скрывают, изменяют, используя для этой цели асфальт, светлый лак, розоватый, золотистый тон и т.п.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева