АВИАЦИОННЫЙ ДИЗЕЛЬ АЧ-30Б

Авиационный дизель АЧ-30Б был создан коллективом конструкторов, которым руководил А.Д. Чаромский.

Александр Дмитриевич Чаромский (1899-1982) - советский конструктор, доктор технических наук, профессор, генерал-майор инженерно-технической службы. В 1928 г. окончил Военно-воздушную академию РККА им. Н.Е. Жуковского. Работал сначала в Научном автомоторном институте (НАМИ), а затем в Центральном институте авиамоторов (ЦИАМ), занимался конструированием и созданием авиационных и транспортных дизелей.

В 30-х гг. коллективом А.Д. Чаромского было разработано и построено несколько опытных авиационных дизелей. На их базе в 1942 г. создается авиационный дизель АЧ-30Б. Основные эксплуатационные отличия авиадизеля от обычного авиадвигателя состоят в следующем:

авиационный дизель работает на тяжелых сортах жидкого топлива (керосин, газойль, дизельное топливо), тогда как авиадвигатели работают на высокосортных, высокооктановых бензинах;

авиадизель обладает высокой экономичностью, так как его удельный расход топлива составляет 150-170 г/л.с.ч., а у бензиновых двигателей 250-320 г/л.с.ч.;

благодаря применению тяжелых, трудно испаряемых сортов топлива при полете с авиационным дизелем пожарная опасность меньше;

на выхлопе дизеля нет пламени и искр, вследствие чего самолет не демаскирует себя в полете ночью.

Авиационный дизель АЧ-30Б представляет собой высотный двенадцатицилиндровый, V-образный, четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения, работающий на тяжелом топливе. Цилиндры двигателя имеют большие размеры (диаметр 180 мм, ход поршня 200 мм), степень сжатия 18. При такой высокой степени сжатия воспламенение впрыскиваемого топлива в цилиндры происходит благодаря тому, что воздух, поступающий в цилиндры при всасывании, в конце такта сжатия нагревается до температуры много выше температуры самовоспламенения топлива. Это является принципиальной особенностью рабочего процесса авиационного дизеля.

Конструктивно АЧ-30Б состоит из следующих основных узлов: картера, двухцилиндровых блоков, поршней, коленчатого вала, газораспределения, топливной и масляной систем, систем охлаждения и запуска. Высотность обеспечивается системой комбинированного надува, состоящей из двух турбокомпрессоров и приводного центробежного нагнетателя, а также применением автоматической системы регулирования топливоподачи.

Авиационные дизели А.Д. Чаромского были одними из первых в мире серийных авиадизелей, на которых применялись турбокомпрессоры.

Взлетная мощность АЧ-30Б - 1500 л.с., номинальная на высоте 6000 м - 1250 л.с. Масса двигателя - 1150 кг.

Авиационный дизель АЧ-30Б строился серийно и применялся на самолетах Ер-2 и Пе-8.

Дизель АЧ-30Б поступил в музей ВВС в 1959 г. из Центрального Дома авиации и космонавтики им. М.В. Фрунзе, где использовался в качестве учебного пособия. На нем выполнены разрезы двух цилиндров и нагнетателя. Имеется частичная неукомплектованность, отсутствуют магнето и один турбокомпрессор. Дизель АЧ-30Б является ценнейшим памятником науки и техники эпохи Великой Отечественной войны.

Г.А. Давыдов