Уроки 4041. Цепочка: следующий и предыдущий

Урок 40

План урока

Работа с бумажным учебником (15–20  мин)
1. Знакомство с листом определений «Цепочка: следующий и предыдущий».
2. Решение задач 42–44, 46, 47.
Решение необязательных задач бумажного учебника.
3. Решение задач 45, 48.

Работа с клавиатурным тренажером (10–15 мин)
4. Выполнение занятия 9 на клавиатурном тренажере.

Знакомство с листом определений «Цепочка: следующий и предыдущий»

На этом уроке ребята знакомятся с новыми понятиями, относящимися к порядку элементов в цепочке. Так на этом листе определений явно вводятся понятия «следующий» и «предыдущий». Конечно, большинству детей они знакомы из языка. Например, предложения «Следующая остановка площадь Пушкина» или «Среда – предыдущий день недели перед четвергом» дети скорее всего поймут правильно. Однако необходимо отметить некоторые различия в употреблении понятий у нас в курсе и в языке. У нас в курсе каждое понятие вводится явно и дальше употребляется только в одном введенном фиксированном значени. Поэтому каждое утверждение в рамках нашего курса можно анализировать формально и совершенно объективно. Язык же – живая часть нашей жизни и в этом плане он всегда остается контекстно зависимым. Поэтому несмотря на то, что некоторые слова употребляются в нескольких значениях, смысл предложения всегда можно понять из контекста конкретной ситуации. Так понятия «следующий» и «предыдущий» не всегда употребляются в одном и том же значении. Например, в языке допустимо сказать «Следующие три дня будет идти дождь» или «Все мои друзья вышли на предыдущих остановках». На обсуждаемом листе определений мы зафиксировали значения понятий и такое словоупотребление в нашем курсе невозможно. У нас каждый элемент цепочки имеет не больше одного следующего (и предыдущего) в том смысле, что он имеет либо один следующий (предыдущий) элемент, либо ни одного (если он последний или первый).

Кроме того, на этом листе определений дети узнают, что нумеровать элементы цепочки можно не только с начала, но и с конца. Обращаем внимание на то, что в процессе решения задач новая терминология должна состыковаться со старой. В частности, дети должны понять, что «первая с конца»  это тоже самое, что «последняя», а «вторая с конца» - то же самое, что «предпоследняя».

В комментариях к предыдущим урокам мы упоминали бессмысленные утверждения. Начиная с этого урока проблема бессмысленных утверждений становится особенно актуальной. Действительно, кроме истинных, ложных и неизвестно истинных или ложных утверждений (которые мы уже обсудили с детьми), существуют утверждения, которые можно назвать «бессмысленными», то есть неправильно построенными. Так в языке кроме вопросов на которые можно дать конкретный ответ («Сколько будет дважды два?») и на который можно дать ответ «Не знаю» («Сколько волос у тебя на голове?»), существуют вопросы, на которые разумного ответа попросту не существует, потому что они неверно построены («Сколько будет дважды два четыре?»). Например, чтобы определить истинность утверждения «В этой цепочке следующая фигурка после арбуза – яблоко» необходимо, чтобы в данной цепочке был арбуз (причем ровно один), и чтобы была следующая за ним фигурка. В противном случае утверждение является бессмысленным для данной цепочки. Вопрос бессмысленности утверждений логически довольно тонкий, в 1 классе мы его обсуждать с детьми не будем. Поэтому составляя цепочки и формулируя для них утверждения мы всегда будем добиваться, чтобы утверждение имели смысл. Важно, чтобы дети понимали, что истинность (или ложность) утверждения «Следующая буква после К – буква С» означает, что в этой цепочке ровно одна буква К и после нее имеется следующая. Обычно дети понимают это безо всяких подробных объяснения, но с некоторыми детьми изредка бывают сложности в тех задачах, в которых цепочку они строят сами. Вам необходимо в таких случаях уметь доказывать ребенку, что для данной цепочки утверждение не будет истинным.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 42. Задача на понимание листа определений, предназначенная для самостоятельного решения. Возможно, кто-то из ребят здесь не заметит, что цепочка нарисована справа налево. Если ребенок отнесся к листу определений формально, то он может автоматически считать элемент справа следующим, а слева – предыдущим. На самом деле «следующий» следует понимать как «элемент на один дальше по направлению к концу» (как мы понимаем и в языке). Учитывает ли ребенок направление цепочки при поиске предыдущего и следующего элемента позволит проверить данная задача.  Вполне уместна в этой задаче будет парная проверка. Если вы видите, что ошибки в этой задаче множественные, то можно организовать общую проверку с подробным обсуждением новых понятий.
Среди данных утверждений ровно два ложных утверждения, а остальные – истинные.

Задача 43. Задача на выбор объекта по описанию, включающему новую лексику. С этой задачей дети также должны справиться самостоятельно. В этой задаче наверняка будут ошибки, связанные с тем, что ребенок наклеил в окно не все цепочки. Причина таких ошибок в том, что ребенок либо вообще не выполнял перебора, либо произвел его некачественно. Таких ребят нужно попросить выполнить перебор еще раз, помечая просмотренные цепочки на листе вырезания.

Задача 44. Эта задача интересна тем, что включает в себя почти всю лексику, относящуюся к порядку элементов в цепочке. Важно чтобы дети не запутались в этой лексике и связали разные понятия между собой. Мы уже отмечали, что по инструкции работать проще, чем по описанию. Поэтому предоставьте детям возможность справиться с задачей самостоятельно.
В этой задаче довольно сложная и затейливая инструкция дает простой результат – слово ИНФОРМАТИКА. Часть детей, конечно, догадаются раньше, что же это за слово. Не возражайте против этого, пусть впишут буквы, а потом проверят, правильно ли они это сделали – соответствуют ли их действия инструкции.

Задача 46. Задача на повторение листа определений «Одинаковые цепочки. Разные цепочки». Аналогичные задачи ребятам уже встречались (см. комментарии к бумажной задаче 29).

Задача 47.  Наиболее сложная обязательная задача этого урока, включающая новую лексику. Дайте ребятам побольше времени. Работать детям здесь предстоит по описанию и это создает определенные трудности. Так, дети в этой задаче сами должны выбирать, в каком порядке выполнять условия описания. Конечно, начинать надо с условий, которые можно выполнить сразу. Например, первое условие можно выполнить сразу, раскрашиваем вторую с конца бусину фиолетовым. Второе и третье утверждения мы соблюсти сразу не можем – пока у нас нет оранжевой бусины, значит пока пропустим их. Четвертое и пятое утверждение мы можем использовать сразу, раскрашиваем последнюю (круглую) бусину голубым, а вторую – оранжевым. Теперь мы можем использовать те утверждения, которые пропустили.

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 45. Задача на поиск одинаковых фигурок. Как видите, задача не слишком простая, осуществить полный перебор и сравнить каждую фигурку с каждой нетехничному ребенку может оказаться затруднительно. Как и во многих аналогичных задачах здесь удобно использовать классификацию по цветам соответствующих клеток и делить фигурки на группы. Например, возьмем крайне левые верхние клетки всех фигурок и сравним их. Видим, что во всех фигурках кроме одной эти клетки красные, значит фигурку с зеленой клеткой можно выкинуть из рассмотрения (и вычеркнуть). Теперь рассмотрим крайне левые нижние клетки всех оставшихся фигурок – в одной эта клетка – фиолетовая, в двух –  желтая, в четырех – зеленая. Значит фигурку с фиолетовой клеткой можно вычеркнуть, а фигурки в двух оставшихся группах – сравнить между собой. Две фигурки с крайне левой желтой клеткой – разные (их тоже можно вычеркнуть), значит будем искать одинаковые среди четырех оставшихся фигурок.

Задача 48. Несложная задача на поиск одинаковых фигурок. Интересно, что первая фраза условия здесь играет двоякую роль. Основное ее предназначение – общеразвивающее. У многих детей есть замечательное свойство – любознательность, им интересно, что это за закорючки, что они могут означать и т.д. Мы будем развивать и поощрять это качество. Но догадливый ребенок может использовать первую фразу и как подсказку. Действительно, исходя из лингвистических соображений можно провести аналогии между звуковым и буквенным рядом слова (по аналогии с родным языком) и сделать вывод, что одинаковыми будут буквы, которые одинаковы по звучанию. Конечно, это не всегда так (и в русском и в других языках), но в данном случае это работает и одинаковые буквы находятся совсем быстро.

Выполнение упражнения 9 на клавиатурном тренажере

Это занятие на клавиатурном тренажере посвящено буквам Ц, Ч, Щ и Ю. Проследите, чтобы дети все время возвращали руки к исходной позиции.

Урок 41

План урока

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)
1. Решение задач 105–109.
Работа с бумажным учебником (15–20  мин)
2. Решение обязательных задач 49–53.
3. Решение задач 54.

 

Решение задач компьютерного урока

Как и урок 39, данный урок удобно начать с решения задач компьютерного учебника. Это позволит достичь сразу высокого темпа урока и обеспечить оптимальную нагрузку для детей.

Задача 105. Эта задача позволит детям быстро вспомнить всю новую цепочечную лексику и повторить старую. При возникновении проблем лучше всего попросить ребенка вернуться к листу определений. По содержанию эта задача не сложная, но она может вызвать у детей некоторые проблемы своей необычностью. Как видите, элементами в этой задаче являются надписи. Именно их ребенок должен взять лапкой и положить в соответствующие окна. Элементы оказываются довольно крупными , кроме того для детей оказывается непривычно, что надписи можно двигать. Поэтому обратите внимание на этот момент до решения задачи, чтобы дети в процессе решения воспринимали надписи как «рабочие» фигурки. Можно просто попросить детей взять одну из надписей и потаскать ее «лапкой» по экрану.

Задача 106. Эта задача представляет определенный интерес с точки зрения различных случаев поиска объекта по описанию. Мы уже обращали ваше внимание, что в некоторых случаях условие выполняется для одного или нескольких объектов, иногда таких объектов вообще нет, а иногда условие выполняется для любого объекта. Так второе утверждение будет истинно для любой цепочки, в которой есть первая и вторая бусина (в противном случае утверждение будет бессмысленно). Среди данного набора цепочек оно для всех цепочек будет истинно, поэтому его добавление к первому утверждению ничего не меняет. Скорее всего, в вашем классе будут дети, которые начнут задавать по этому поводу недоуменные вопросы. Если таких ребят будет много, есть смысл организовать небольшое общее обсуждение данного случая. Самое простое – привести примеры аналогичных случаев из жизни. Например, поручить детям такое задание «Выбрать в классе всех ребят, которые изучают информатику».

Задача 107. Задача среднего уровня сложности на текущий лист определений. Положив в соответствующее окно каждой цепочки после морковки капусту, ребенок видит, что остались две пары одинаковых фигурок. Но ведь цепочки должны быть разными, значит, одинаковые фигурки не должны стоять на одинаковых местах. Можно взять фигурки в цепочки парами или просто поменять их местами.

Задача 108. Наиболее сложная компьютерная задача этого урока. Самых слабых учащихся (или тех, кто в ней запутался) можно попросить ее не решать и перейти к задачам бумажного учебника. Остальным нужно сначала внимательно прочитать  все утверждения, выбрать порядок их использования, а затем уже печатать цифры в окна (см. комментарий к бумажной задаче 47). 

Задача 109. Необязательная. Не слишком простая задача на поиск одинаковых фигурок, фигурки здесь одинаковы по раскраске и очень похожи по форме. Поэтому рассеянным детям и учащимся со слабой техникой лапка здесь может оказаться существенным подспорьем. Лучше предложить эту задачу детям по желанию или просто предложить всем, кто вырвался вперед, чтобы дети закончили работу с компьютерным учебником примерно одновременно.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 49. Задача на новую лексику для самостоятельного решения. Если у кого-то из ребят с ней возникнут проблемы, необходимо попросить его вернуться к текущему листу определений. Среди данных утверждений ровно одно истинное, все остальные утверждения ложны.

Задача 50. Здесь дети закрепляют новую лексику в ходе выполнения инструкции. Проверьте, все ли ребята понимают, что пункты инструкции должны выполняться строго друг за другом в порядке, указанном нумерацией. Как и предыдущая, эта задача рассчитана просто на понимание материала листа определений. Можно использовать эти задачи для проведения проверочной работы по текущей теме.

Задача 51. Большинство ребят как обычно будут решать задачу методом проб и ошибок. Начать здесь проще со второго условия – нарисовать вторую с конца бусину треугольной. Дальше можно строить разные решения. В том числе можно построить цепочку из двух разных бусин, первая из которых треугольная. Можно построить и гораздо более длинную цепочку, не забывая при этом, что все бусины должны быть разными.

Задача 52. Самое главное в этой задаче – провести полный перебор цепочек, чтобы не потерять решений, ведь надо найти все подходящие цепочки. В данном случае их будет ровно 4.
Вы, наверняка, заметили, что во всех цепочках в этой задаче есть буква Л и есть следующая после нее. Это не случайно, ведь иначе утверждение для цепочки будет бессмысленно. А поскольку мы с детьми таких утверждений не обсуждали, вам будет сложно дать пояснения, если кто-то из детей спросит вас о значении истинности данного утверждения для таких цепочек.

Задача 53. Здесь дети определяют истинность утверждений для цепочки, которую они построили сами. При этом условие при построении цепочки надо соблюсти лишь одно – черепаха должна быть третьей. Нетрудно понять, зачем мы требуем соблюдение этого условия, ведь иначе дети могут поставить черепаху первой или последней и одно из утверждений окажется бессмысленно. Правильно определить его истинность дети не смогут. Процедуру проверки этой задачи стоит продумать заранее, ведь цепочки и соответственно значения истинности у ребят будут разные. Один из вариантов – парная проверка решений.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 54. Таких задач дети уже решили много. Она хорошо подходит для отдыха в конце урока слабым и средним детям. Сильных детей она вряд ли заинтересует. Если у вас в классе есть очень быстрый ребенок, который сможет выполнить объем данного урока меньше чем за 40 минут, подберите ему заранее пару подходящих задач из урока выравнивания (мы приводим их специально с избытком).