К.Ф. БОГАЕВСКИЙ. Старый Крым. 1903

Константин Федорович Богаевский (1872-1943) прославился в начале 20 века как автор героико-романтических пейзажей восточного Крыма. Солоначаковые степи Керчинского полуострова, причудливые каменные изваяния Кара-Дага, средневековые развалины Судака - вот темы многих его произведений. "Художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза", - писал поэт Максимилин Волошин об ученике знаменитого Куинджи К.Ф. Богаевском, родиной которого стала Феодосия и восточная часть Крыма. Древние племена тавров и киммерийцев, населявших когда-то Крым, дали название одному из побережий - Киммерия, другому - Таврия. О Киммерии писал в знаменитой "Одиссее" Гомер:


Скоро пришли мы к глубоко текущим водам Океана,
Там Киммериан печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос…

Темной, печальной, суровой показалась древняя крымская земля Богаевскому, когда он вернулся после столиц и Европы в 1902 году снова в Феодосию. В его воображении возникали романтические картины старинных замков на берегу моря и покинутых, полуразрушенных городов. Его соученик художник Рылов писал о пейзажах Богаевского, выполненных в эти годы: "Я их очень любил. Бывало, он ставил на мольберт картину за картиной, холстов до двадцати, привезенных им из Феодосии. Сидишь в кресле перед ними и точно перелетаешь одной неведомой дикой страны в другую. Видишь угрюмые скалы, кривые дубки, взбирающиеся на утесы: бушуют морские волны у берега, громоздятся тучи грозовые над заброшенными пещерными городами, развалины крепостных стен генуэзских рисуются на скалах. Пустынные каменистые земли залиты знойным солнцем, или вечерними лучами, или же лунным фосфорическим светом".

Уже в ранних пейзажах Богаевского нашли отражение эстетические взгляды художников "Мира искусства", чьи историко-культурные реминисценции были основаны на обширных знаниях в области мировой литературы, музыки, театра, живописи. В своей работе они опирались на лучшие традиции русского искусства и на достижения современной художественной культуры Запада. Они значительно расширили рамки пейзажа, придав ему историзм. Природа при этом рассматривалась как арена исторических событий и должна была вызвать у современников ассоциации, связанные с давно прошедшим временем. Подобное поэтическое преображение природы и ассоциативность мышления получило в пейзажах Богаевского доминирующую роль, он искусно переплетал доскональное изучение натуры со значительной долей художественного домысла о прошлом земли. Захваченный мыслью о древности земли, художник подвергал реальный ландшафт активной творческой трансформации и заострял внимание на волнующих приметах прошлого. Это могли быть руины древних сооружений, вековые деревья, средневековые корабли, разбитые колеи дорог, тропинки далеких веков, едва заметные на каменистой почве.

Пейзаж "Старый Крым" 1903 года в полной мере выражает все названные устремления автора, в картине нашли отражение настроения суровости и загадочности, таинственности, которые Богаевский создал с помощью особых композиционных и живописных средств. Он придал пейзажу максимальную цельность путем сведения градаций основных цветовых отношений до минимума. Доминирующую роль на холсте "Старый Крым" играют три-четыре цвета, которыми вылеплены основные природные формы. Он пишет каменистый берег с искривленными стволами деревьев корпусно, пастозно, наслаивая краску в световых местах почти рельефно и оставляя тени более прозрачными, облегченными. Богаевский предпочитает здесь темные цвета, различные оттенки коричневых и охристых тонов для каменистой почвы, зеленоватый для крон деревьев, глухой иссиня-черный цвет для неба, подобная цветовая гамма рождает ощущение однообразного безмолвия и величавой монументальности. Автор избирает для изображения ландшафта необычный ракурс, при котором взгляд зрителя охватывает весь пейзаж сверху общим планом, что придает работе обобщающий характер. Усиливая впечатление вневременности "вселенского" пространства, Богаевский избегает детальности, он создает плоскостное почти орнаментальное панно, где все природные формы обладают некими могучими силами, неподвластными ни людям, ни времени. При всей условности и декоративности изображения Богаевский вносит в пейзаж конкретный мотив, связанный со старинной постройкой, в которой угадываются очертания средневекового византийского монастыря Святого Георгия, построенного в окрестностях Феодосии. Редкое умение в одной работе соединить реальный пейзажный мотив со стилистикой модерна и образной системой символистов сделало К.Ф. Богаевского одним из самых оригинальных русских художников начала 20 века.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева