Крестьянин Василий Гаврилов Марин, оказавший подвиг самоотвержения при пожаре Большого театра в Москве 11 марта 1853 г.
       Литография. Тимм Василий Федорович (Георг Вильгельм).


       На листе горизонтального формата представлены три памятных портрета: слева портрет в рост, 3/4 влево крестьянина Марина в зипуне, с картузом в руках. Голова повернута на зрителя, взгляд направлен вниз. Источник света - слева вверху. Формат - вертикальный с полукруглым завершением, создается цветным фоном светло-охристого тона. Два других портрета - круглые мужской и женский расположены в правой части. На первом изображен погрудно, 3/4 вправо, корпус 3/4 влево актер В.А.Каратыгин. На втором - актриса Е.И.Гусева - дама с простоватым, добродушным выражением лица в светлой наколке на темных волосах, 3/4 вправо, лицо почти фронтально. Оба круглых портрета также имеют фон светло-охристого цвета.
       Василий Гаврилович Марин, бедный крестьянин Ростовского уезда, кровельщик по профессии, в начале марта 1853 года, навестив родных в деревне Иевлево, отправился через Москву в Петербург. В Москве Марин не бывал, решив посмотреть город, он стал очевидцем пожара Большого театра. Три плотника театра, спасаясь от огня, выскочили на крышу. Двое рабочих в ужасе бросились вниз и убились на смерть, третий остался на крыше, где ему угрожала неминуемая гибель. У пожарных команд не было средств, чтобы оказать ему помощь, и никто не осмелился протянуть руку помощи. Марин, выйдя из толпы, вызвался спасти погибающего. По лестнице он поднялся до капителей колонн главного входа, перелез на водосточную трубу и с нее на шесте подал погибающему веревку. Рабочий, закрепив на крыше конец веревки, спустился по ней на водосток, а затем по лестнице вниз, на землю. Правящий в это время царь Николай 1 высоко оценил подвиг бедного крестьянина из Ярославской губернии Василия Гавриловича Марина, наградив его медалью "За спасение погибавших", эта медаль хранится в музее пожарной охраны в Москве, Марину было вручено 150 рублей серебром, была опубликована статья в газете, был выпущен праздничный подарочный платок. Даже была написана и поставлена на сцене Московского театра пьеса "Подвиг Марина". Но спектакль никакого успеха у публики не имел.
       Каратыгин Василий Андреевич (1802, СПб. - 1853, там же), актер, драматург. Учился в Горном кадетском корпусе, в гимназии. Служил в Деп-те внеш. торговли. Обучался актерскому мастерству у князя А. А. Шаховского, затем (с 1818) у П. А. Катенина. В 1820-53 первый трагик рус. имп. драм. труппы. С открытием Александринского театра (1832) - его ведущий актер на драм. и трагедийные роли. "Энциклопедический словарь Петербурга" http://mirslovarei.com/content_beo.
       Гусева, Елена Ивановна (урожденная Ежова) - актриса (1793 - 1853). В 1809 г. выпущена из петербургского театрального училища и играла комические роли. С 1820-х годов становится любимицей публики благодаря превосходному исполнению ролей солдаток, кухарок, нянь, свах, сварливых баб. Гусева одна из первых внесла реализм на сцену, была мастерица петь народные песни.
       В. Ф. Тимм родился в семье рижского бургомистра. В 1835 г. поступил вольноприходящим в АХ и окончил курс в 1838 г. Учился у А.И.Зауервейда. В 1839 за картину "Группа уланов" получил звание художника. Известность пришла к нему очень рано - с иллюстрациями к сатирической поэме И. П. Мятлева "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею - дан л'этранже" (1840-44). Тогда же он исполнил рисунки к известному изданию "Наши, списанные с натуры русскими" и к серии "Картинки русских нравов". В 1843-1848 - пенсионер АХ в Париже, занимался у О.Верне и совершил с ним путешествие в Алжир. Осенью 1848 г. совершил поездку на Кавказ, откуда вывез массу натурных зарисовок. Собранный материал натолкнул его на идею выпускать "Русский художественный листок" - издание, выходившее с 1851 г. три раза в месяц и принесшее Тимму популярность. Его составляли в основном литографированные картинки на разные актуальные темы: репортажи с мест событий, портреты популярных личностей, пейзажи, репродукции с картин и т. п. Неутомимость Тимма позволяла ему обходиться собственными силами, лишь изредка привлекая других художников. В 1854 г., в разгар Крымской войны, он побывал в Севастополе и сделал там зарисовки, которые вошли в "Русский художественный листок", - за них он на следующий год получил звание профессора батальной живописи. В конце 1862 г. издание прекратилось, так как у Тимма ухудшилось зрение. Впрочем, через два-три года ему стало лучше, он вернулся к работе, но вскоре уехал за границу лечиться, да так и не вернулся. В последние годы своей жизни заведовал частным керамическим заведением в Берлине