С.Карделли. Портрет графа М.И. Платова. 1810-е

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив резцовой гравюре сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Ведущим жанром становится портрет, в котором, вслед за живописью, успешно развиваются тип парадного портрета, сообщающего изображению особую торжественность, представительность и пышность. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

На рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия происходит дальнейшее укрепление этих позиций.

Государственная ориентированность на Запад, заданная еще петровскими преобразованиями, приводит к европеизации резцовой гравюры, Этот процесс ускоряется благодаря приезду в Россию ряда иностранных граверов.

Одним из них был Сальватор Карделли - представитель итальянской школы, приехавший в Санкт-Петербург из Рима в самом конце XVIII века.

Из его биографии почти ничего не известно. Но об его успехах в России красноречиво говорит тот факт, что в 1814 он получил титул придворного гравера (хотя подписывал этим титулом свои произведения уже в 1807). Также известно, что он был назначен академиком. Карделли работал в резцовой гравюре, воспроизводя в этой сложной и трудоемкой технике популярные живописные оригиналы. Кроме мифологических сцен, он оставил особенно много портретов.

К числу его несомненных удач можно отнести "Портрет графа М.И. Платова", который следует датировать 1810-ми годами. Он награвирован с картины А.О. Орловского (1777-1832) - одного из самых ярких и самобытных русских художников первой четверти XIX века, работавших в духе романтизма. Мастеровитый гравер Карделли смог весьма убедительно передать особенности цветной картины, написанной масляными красками, в черно-белой штриховой манере резцовой гравюры. Следует отметить, что залогом успешного "перевода" произведения одного вида искусства на специфический язык другого стало высокое качество самого живописного оригинала.

Перед нами парадный конный портрет легендарного донского атамана, прославившегося своей безудержной храбростью в ряде русских военных компаний конца XVIII - начала XIX века, особенно в ходе Отечественной войны 1812. Парадность ему придает изображение фигуры крупным планом, в полный рост, в наиболее эффектной позе. Герой изображен с низкой точки зрения, сообщающей его фигуре еще большую значительность. Такое остановленное движение могло бы быть запечатлено в торжественном конном монументе.

О чертах романтизма говорят грозовое небо, передающее взволнованное настроение сцены, динамичность композиции, создаваемая общим порывистым движением, усиленным диагональным направлением поднятой руки Платова, плюмажа его головного убора и древка войскового знамени. Наконец, царящий патриотический пафос. Добавим, что сам Матвей Иванович Платов (1753-1818) был образцом романтической личности.

Справочная информация

Карделли Сальватор - гравер на меди резцом. Приехал из Рима в Россию в последних годах XVIII века (по некоторым сведениям в 1796). В 1814 получил звание придворного гравера (хотя подписывал этим титулом свои произведения уже в 1807). Назначен в академики. Награвировал около 50-ти портретов, в том числе императоров Павла I (1797), Александра I, императриц Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, великих князей Константина, Михаила и Николая Павловичей. Известностью пользовались его портреты многих героев Отечественной войны 1812 (П.И. Багратиона, М.Б. Барклая-де-Толли, М.И. Голенищева-Кутузова, В.В. Орлова-Денисова, Н.В. Иловайского и других), а также изображения 12-ти главных побед, одержанных в России над Наполеоном, награвированные им самим или под его руководством с оригиналов Д. Скотти (1814). Кроме того, автор гравюр с картин Эрмитажа и других произведений на исторические и мифологические сюжеты.

Платов Матвей Иванович (1753-1818) - граф, атаман Донского войска.

Участвовал в войне против турок и персов (1771-1789). С 1801 - генерал-лейтенант и вскоре атаман Донского войска. Участвовал в компании против французов (1805-1809) и в Турецкой войне, за что в 1809 получил орден Георгия 2-й степени. Прославился в народе в Отечественную войну 1812, привел с Дона огромное ополчение. В начале войны был оторван от всей армии, вел успешные арьергардные бои в составе 2-й Западной армии под Миром. В качестве генерала от кавалерии командовал казачьем корпусом 1-й Западной армии. За Лейпцигскую битву получил орден Андрея Первозванного и бриллиантовое перо. В Бородинском сражении его казаки принимали участие в рейде на правый фланг армии Наполеона совместно с кавалерией Ф.П. Уварова. Командуя летучим казачьим корпусом из донских ополченских полков, сражался под Малоярославцем, брал Смоленск. Участник битв под Красным, на реке Березине, под Вильно и Ковно. Пожалован графским титулом.

Д.А. Ровинский приводит следующие подробности: "Платов был необыкновенно высокого роста, смуглый, черноволосый, но с бесконечно добрым выражением в лице и очень любезный. Он пользовался особым уважением англичан, где в честь него был спущен корабль "Граф Платов". Женщины носили его портреты на груди, некоторые знатные англичанки приглашали его крестить детей и даже доставали на память его седые волосы. Оксфордский университет возвел его в степень своего доктора, хотя он едва умел писать. Платов представляет единственный пример старообрядца, достигнувшего высоких чинов и графского титула".

Романтизм (франц. romantisme от лат. Romanum - романский) - направление, тенденция в развитии европейского искусства первой половины XIX века, главной чертой которого являлась идеализация классического прошлого, первоначально искусства Древнего Рима (отсюда название), а затем и глубокой архаики или средневековья. Романтизм - реакция на кризис всех предыдущих "больших стилей": барокко, рококо, классицизма, ампира. В более широком смысле этот термин, не связанный с конкретной исторической эпохой, означает романтический стиль вообще, романтику как постоянный элемент творчества. В своем крайнем выражении тяготеет к мистике и фантастике.

Жанр (франц. genre от лат. genus - род, вид) - термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры и функции художественного образа (например, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер). В изобразительном искусстве формирование отдельных жанров начинается в XV - XVI веках.

Портрет (франц. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. В отличие от аллегорического изображения, портрет передает индивидуальное сходство. Портрет может быть оплечным, погрудным (в скульптуре называется бюстом), поясным, в рост, изображать портретируемого с разных точек зрения, то есть в разных ракурсах; к этому жанру относятся групповой портрет, портрет в интерьере или в пейзаже.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств(1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Плюмаж (франц. plumage - оперение от лат. pluma - перо, пух) - украшение из перьев на головном уборе или конской сбруе

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева