Комментарий методиста

к уроку учителя истории

и обществознания

О.В. Карнюшкиной

 

Тема «Нации и национальные отношения в обществе»

         Сложная и важная в образовательно - воспитательном аспекте тема изучается посредством подготовки и проведения семинарского занятия. Для этой формы организации учебного процесса характерны 3 признака:

1)     широкое использование разнообразных  источников знаний;                                                                                                         2) активная познавательная деятельность учащихся;                                                                                                                                3) наличие этапа домашней работы.

      Несомненно, что высокие результаты (прочное, осмысленное усвоение учебного материала, формирование мировоззрения, успешное решение воспитательно-развивающих задач) будут достигнуты при условии, что подготовительный этап хорошо продуман и организован.

         Ученики заранее получили тему и ее вопросы, необходимую литературу, были определены докладчики, содокладчики, эксперты. Вместе с учителем были разработаны 3 анкеты для педагогов (старшее поколение!) и учеников класса.

         Было проведено предварительное анкетирование сотрудников школы. В ходе подготовительной работы учитель направлял, консультировал докладчиков: об этом свидетельствовала вся дальнейшая работа учителя и учащихся на уроке.

I фрагмент: 0 – 6.15: «Организационно-инструктивный этап подготовки к семинару».

         Этот начальный этап позволяет обрисовать всю предстоящую работу, создать у школьников «перспективу» учебного занятия, увидеть его ход, последовательность, ясно осознать задачи, смысл большой подготовительной работы и цели проведения  предстоящего урока-семинара. Все это составляет содержание вступительного слова учителя, важной частью которого является акцент на актуальности данной темы для нашего, российского общества.

         Нельзя не отметить удачную форму размещения учеников в классе. Традиционные ряды столов заменены на «каре»: общение учеников идет непосредственно «с глазу на глаз». Учитель напоминает вопросы, которые готовили школьники, уточняет проблемы, выбранные для обсуждения, называют группу экспертов, призванных обобщить все выступления, подвести итоги семинара.

 

II фрагмент: 6.15 – 30.25: «Начало семинара – история возникновения и развития обсуждаемой проблемы».

           Одним из важных условий методически верного изучения обществознания является рассмотрение истории вопроса, т.е. осуществление принципа историзма: как и когда зародилась проблема, ее дальнейший ход и развитие и «чем» она стала в настоящее время.

         Семинар начинается с докладов учеников, сообщающих о национальных отношениях в Российской империи и в СССР. Следует отметить, что на уроке докладов-сообщений было много (9). Но все они были продолжительностью не более 4 мин. каждый. Большая подготовительная работа позволила ученикам под руководством и с помощью учителя четко, емко представить факты и примеры, кратко, и в то же время ясно изложить основные положения и выводы своего сообщения.

         По этому же вопросу, но с другой позиции, с другими утверждениями и, следовательно, фактами и примерами выступает «оппонент»

         Ученики задают вопросы докладчикам, обсуждают противоположные точки зрения.

         Учитель намеренно обостряет дискуссию, предлагает учебную задачу: Вспомните события 30-х годов в Украине: это – национальная проблема (геноцид украинского народа) или стечение обстоятельств: экономических, природно-климатических?

         Рассмотрение истории национальных отношений и национальной политики в Российской империи и в СССР выявило разные точки зрения на их характер, цели государства, неоднозначные оценки.

         Фрагмент III: 30.25 – 45.28 окончание 1 урока, начало второго – 7.15. «Руководство дискуссий, полемикой учеников на семинаре».

         Наибольшую остроту, полемику вызывает вопрос о распаде СССР. Два докладчика представили факты и примеры, раскрывающие, с одной стороны, - закономерность распада, а с другой – случайность, стечение обстоятельств, волю и желание отдельных политиков, приведших страну  к Беловежскому соглашению. Вновь следует отметить полноту представленных фактов, примеров, четкость и краткость их изложения…

         Сообщение третьего ученика об истории распада  мировых империй еще больше обостряет дискуссию. Учитель умело руководит полемикой школьников, просит четко определить свою позицию, аргументировать свой выбор.

         Данный семинар позволяет проследить реализацию еще одного необходимого методического условия рассмотрения обществоведческого материала: в ходе его изучения необходимо выдерживать линию: «мир – Россия», т.е., каждая обществоведческая проблема должна опираться на факты и примеры как из российского общества и из нашей истории, так и из мирового сообщества.

         Фрагмент IV: 7.15 – 31.20 «Связь истории с современностью».

         Логическим завершением семинара стало обсуждение вопросов о сегодняшнем дне Российской Федерации, о ее национальных проблемах, «горячих точках», о способах разрешения конфликтных ситуаций.

         Указанные сюжеты таят в себе много сложностей, «подводных камней». Обилие фактов и примеров (Чечня, сепаратизм, скинхеды, русские в национальных образованиях, национальное меньшинство в русскоязычном окружении, неофашисты и т.д.) могут нарушить всю стройность, логику рассмотрения темы, сделать «крен» в какой-либо отдельный сюжет  И вновь ощущается твердая, направляющая воля учителя: точные вопросы, нужные примеры, уточнения педагога позволяют успешно вести обсуждение, выяснять необходимые аспекты, положения учебной темы.

         Учитель предлагает ученикам обсудить вопрос о формах государственного устройства многонационального общества, выбрать, на их взгляд, наиболее оптимальные, при этом делается экскурс в мировое сообщество: опора на курсы истории позволяет вспомнить нужный материал о государственном устройстве США и Швейцарии.

         Фрагмент  V – 31.20 – 56.37. Учебно-исследовательская работа старшеклассников.

         При подготовке к семинару, а затем в ходе проведения занятия налицо большая учебно-исследовательская работа школьников, т.е. их деятельность носила характер творческо-поисковый, эвристический. Прежде всего, они изучили большой круг учебной и посильной научной литературы, подобрали из школьных курсов истории – российской и всеобщей – необходимые факты и примеры. Это - как бы теоретическая часть их работы. Затем они вместе с учителем разработали анкеты по вопросам семинара (какими вам представляются национальная политика и национальные отношения в Российской империи?… в СССР? Чем, по вашему мнению, является распад СССР? Почему это произошло…? и т.д.). Школьники провели анкетирование педагогов школы, обсчитали результаты, проанализировали их. В этом случае, кроме непосредственного изучения учебного материала, старшеклассники обучались умению проводить социологические исследования, осмысливали их цель и методику.

         Следует заметить, что анкеты с аналогичными вопросами были распространены на семинаре и среди учеников. В этой интересной методической «находке» можно взять на вооружение следующие моменты. По каждому вопросу и многочисленным аспектам темы семинара невозможно выслушать каждого ученика. Распространение анкет и ответы на вопросы позволили «услышать» мнение, позицию каждого участника семинара. Кроме того, обобщение результатов позволило сравнить их с аналогичными показателями анкет педагогов, убедиться в некоторых отличиях во взглядах на национальные проблемы, на некоторые события нашей истории, на наше будущее педагогов и учеников.

          В конце семинара  - обобщение, итоги обсуждения сделали  сами ученики - «эксперты». Краткое заключение учителя направлено на воспитание у школьников толерантного, (терпимого, уважительного) отношения к людям другой веры, национальности, идеологии.

*** ***

         Проведенное семинарское занятие позволило убедиться в большой подготовительной работе, которая должна предшествовать непосредственно уроку-семинару. Как – «образец» - может быть оценена подготовка докладов-сообщений, соотношение развернутых выступлений учеников и полемики, дискуссий по поставленным вопросам. Семинар позволил увидеть два важнейших методических условия изучения обществоведческого материала: его рассмотрение с позиций историзма и оптимальное соотношение фактов и примеров из российского общества и мирового сообщества.

Уроки продемонстрировали возможность и необходимость осуществления учебно-исследовательской работы старшеклассников, показали ее некоторые формы.