Дмитрий Солунский Мозаика 1108-1113. Киев

Мозаика происходит из церкви архангела Михаила (1108-1113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Древний собор, заложенный в честь победы над половцами, многократно перестраивался. Он простоял в Киеве до середины 30-х годов XX века - в связи с реконструкцией города Михайловский храм разобрали.

Мозаики, украшавшие его, были сняты со стен, укреплены на новой цементной основе и переданы в музеи. Мозаика "Дмитрий Солунский" поступила в Галерею в 1938 году.

Святой Дмитрий почитался как патрон города Солуни (Фессалоник), Македонии и Иллирии. Согласно солунскому преданию, муж знатного рода, проконсул древних Фессалоник исповедовал христианскую веру, за что претерпел мученическую смерть при императоре Максимиане в 306 году. Святой Дмитрий прославился не только как мученик, но и как доблестный воин. Славянские народы особо почитали его как своего покровителя и воина-защитника. В Киевской Руси культ святого Дмитрия Солунского утвердился при князе Изяславе (Дмитрии Ярославиче), который основал первый на Руси Дмитровский монастырь (после 1054), находившийся вблизи церкви Михаила архангела в Киеве. Мозаика "Дмитрий Солунский", возможно, прославляла святого патрона князя.

Святой Дмитрий Солунский представлен фронтально, в торжественной позе. Правой рукой он придерживает копье, левой опирается на щит. За спиной у пояса - меч в ножнах. Поверх доспехов накинут длинный голубой плащ. По сторонам нимба греческая надпись "святой Дмитрий".

Кубики естественных пород и золотой смальты (окрашенные стеклянные сплавы с золотой прокладкой), уложенные под разными углами по отношению к плоскости стены, порождают эффект мерцающего и меняющегося света "Божественного мира". Золото фона и кольчуги объединяются в гармоничном сочетании с лилово-розовыми, темно-бирюзовыми, белыми, голубыми тонами одежды, вызывая впечатление торжественного великолепия.

Мозаики церкви Архангела Михаила представляют совместную работу приезжих константинопольских и местных киевских мастеров. Изображение святого Дмитрия Солунского - одно из наиболее совершенных. Его автором был, безусловно, главный мастер среди мозаичистов, работавших в церкви архангела Михаила.

В истории древнерусского искусства мозаика, широко применявшаяся для украшения киевских храмов, важна как свидетельство мощи и силы Киевской Руси, успешно соперничавшей с Византией.