В.Г. ШВАРЦ. ВЕШНИЙ ПОЕЗД ЦАРИЦЫ НА БОГОМОЛЬЕ. 1868

Историческая наука в 1860-е годы обращается к изучению исторического быта далекого прошлого. Своей красочностью и декоративностью, своей исконно русской самобытностью историков особенно привлекало XVII столетие.

Будучи знатоком отечественной истории, В.Г. Шварц не раз в своем творчестве обращался к сюжетам из русского средневековья, но наиболее совершенной в художественном отношении стала его картина "Вешний поезд царицы на богомолье" - одно из последних его произведений. Художник воссоздает обычную жизнь давно прошедших дней, и в этом отношении его картина сближается с бытовым жанром.

Царица, жена царя Алексея Михайловича отправляется на богомолье к святым местам. По широкой равнине, по талой весенней дороге движется царский поезд. Перед желтым возком, украшенным двуглавым орлом, гарцует группа всадников, следом за ними - яркий, кирпично-красный возок, также в окружении конной охраны. Процессия тянется до самого горизонта, оставляя за собой ветхую деревеньку с оторопевшими обитателями, выбежавшими посмотреть на невиданное зрелище.

Особую роль в картине играет пейзаж. Именно его лирическая трактовка позволила художнику совершенно по-особому, поэтически воссоздать исторический образ. Мягкий рассеянный свет, воздушная дымка смягчает контуры предметов, приводит к гармонии звучание голубоватых и коричневато-серых красок пейзажа и ярких звучных пятен желтого и терракотового. Композиция картины, развернутая в глубину, позволяет включить всех участников процессии в окружающую их природу, воссоздать на полотне сценку, как бы подсмотренную в далеком прошлом.