Яйцо пасхальное.
Гжельские заводы. Россия, Московская губ., Гжельский керамический район. 1840-1850-е гг

       Пасхальное фарфоровое яйцо выполнено на российском частном фарфоровом заводе в середине XIX века. В верхней и нижней части золочение, плотно покрывающее белой фарфор. По центру яйца вертикальные полоски кобальтового цвета с мелкими, золотыми веточками; между ними белый фарфор с орнаментальными мотивами из полихромных цветов с зелеными листьями. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.
       Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по Вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.
       Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения. В православии яйцо, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. В древности яйцу придавалось магическое значение. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире, - иными словами, перехода из небытия в бытие. На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.
       Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. В праздничный день отдаривали друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные - "писанками", крашеные - "крашенками". Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Позднее появились яйца из фарфора, стекла, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней, предназначены для хранения в "красном углу" - перед иконами и лампадами.
       Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем Виноградовым. С открытием в 1744 году фарфора производство пасхальных яиц в России велось постоянно на Императорском фарфоровом заводе. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым заказом к пасхальным дням, можно по стилистическим художественным признакам.
       Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века, оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов, религиозной символики и атрибутики. Самыми дорогими были пасхальные яйца "с живописью святых и двунадесятых праздников" ("Сошествие во ад", "Воскресение" и др.).