Н.Е. Маковский. Внутренность двора в Каире. 1876

В 1874 году художник Николай Егорович Маковский (1842-1886) совершил увлекательное путешествие в Египет вместе со своим старшим братом Константином, знаменитым и модным живописцем. После этой поездки братья создали целую серию пейзажей с видами Египта, жанровых сцен, действие которых разворачивается на улицах Каира, портретных этюдов с изображением египтян. Обаяние Востока было настолько притягательно, что Константин Маковский через год посетил Египет еще раз, после чего написал огромное полотно "Перенесение священного ковра из Мекки в Каир" (1876, ГРМ), приобретенное императором Александром III. Николай Маковский был также очарован восточной экзотикой и отразил свои египетские впечатления в живописных и графических произведениях, став вместе с братом Константином одним из представителей ориентализма. Акварель Н.Е. Маковского "Внутренность двора в Каире" изображает типичный для Старого Каира внутренний дворик в арабском доме. Художник метко подметил все особенности мавританской архитектуры: подковообразные арки, открытая терраса с балюстрадой, балконы с резной решеткой, рельефные узоры на стенах. Облик дворика с натянутым тентом, сквозь который пробивается яркий поток африканского солнца, погружает зрителя в экзотическую среду, которая вполне могла бы стать местом действия восточных легенд. Жизнь на арабском Востоке даже в конце 19 века напоминала о средневековье, потому реальный каирский дворик с акварели Николая Маковского выглядит почти сказочным.

Художник наполняет двор столь же необычными для взгляда европейца персонажами. Слева у входа во двор изображена женщина с ребенком на руках, она одета в традиционный для мусульманок наряд: длинное свободного покроя платье, чадру и тюрбан. Рядом с ней сидит, опершись на посох, пожилой араб в белых одеждах. Справа мальчик-подросток расплачивается за покупку с продавцом, оба облачены в халаты и арабские головные уборы. В глубине двора под солнечным лучом важный господин средних лет, видимо, хозяин лавки, заполняет бумаги. Взгляд Маковского неторопливо исследует пространство дворика, замечая все этнографические подробности восточного быта - яркие ковры и ткани, мягкие туфли с загнутыми носами, причудливые формы кувшина и струнного музыкального инструмента. Внимание автора к частностям призвано убедить зрителя в достоверности происходящего.

Работа "Внутренность двора в Каире" выполнена в технике акварели, столь любимой Николаем Маковским. Он часто обращался к нежным и прозрачным акварельным краскам, требующим от художника виртуозности и утонченной эмоциональности. В 80-х годах Н.Е. Маковский стал членом петербургского кружка акварелистов, вскоре преобразованного в Императорское общество акварелистов. Большая часть его акварелей, а также масляных картин, появлялась на передвижных выставках. Художник в них обращался к пейзажам ("Около Нижнего Новгорода") или жанровым сценам ("Ярмарка в Малороссии"). Особое место в творчестве Николая Маковского занимали архитектурные мотивы - "Крутицкие ворота в Москве", "Внутренность Благовещенского собора в Москве". Архитектура была для Маковского первой профессией: он обучался в Московском архитектурном училище дворцового ведомства и в Академии Художеств по отделению архитектуры, после чего получил звание свободного художника с правом производить постройки.

Николай Егорович Маковский принадлежал к знаменитой художественной династии. Он был сыном известного московского любителя искусства, одного из основателей Училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского (1800 - 1886). Наиболее прославленными живописцами стали два брата Николая - Константин Егорович (1839-1915) и Владимир Егорович (1846-1920), писавшие портреты, историко-бытовые и жанровые картины. Оба брата начинали свой творческий путь как художники-реалисты демократического направления, затем достигли официального признания и академических званий, их картины пользуются большой популярностью и в наши дни.

Справочная информация

Ориентализм - использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного быта в культурах европейского типа. В эпоху великих географических открытий и колониальной экспансии ориентализм носил преимущественно сюжетный характер. Из европейских художников, в творчестве которых прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, В. В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж.?Л. Жерома, Э. Фромантена, Ф. Зима, А. Марке, А. Матисса, П. Дюбуа, Л. Шульца.

Каир - город с 15-миллионным населением, Каир является самым большим и оживленным мегаполисом Африки. Египетскую столицу называют "вратами Востока" и "городом тысячи минаретов". В переводе с арабского Каир означает "непобежденный" - он устоял против многих великих завоевателей, от монголов до крестоносцев. В 1517 году Каир захватили турки-османы, разграбившие город. Хотя вскоре мамлюки вернули себе власть, Каир начал приходить в упадок. Город оставался заброшенным вплоть до XIX века, когда египетским пашой стал Мухаммед Али, вошедший в историю как великий реформатор. Он предпринял масштабные преобразования в стране, коснувшиеся и Каира. Со временем в городе были построены новые районы, учебные заведения и предприятия, в том числе первая египетская типография. В 1851 году от Каира до Александрии проложили железную дорогу. После британского завоевания в 1882 году Каир превратился в административный центр английского протектората. Впоследствии город стал столицей Египетского королевства, а после революции 1952 года - столицей Египетской республики. Средневековая часть города называется Старым Каиром.

Императорское общество акварелистов - до утверждения Устава в 1887 Кружок русских акварелистов, творческое объединение художников, работавших в технике акварели. Основано в 1880 в Петербурге. Члены общества (А. К. Беггров, Альберт Н. Бенуа, Н. Н. Каразин,М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, Е. Д. Поленова, А. П. и П. П. Соколовы и др.) ставили целью содействовать успеху и развитию акварельной живописи в России. Общество организовало 38 выставок: в Петербурге - в залах Пассажа, Общества поощрения художников, в том числе несколько передвижных (в Москве, Риге, Гельсингфорсе, Мюнхене), принимало участие в организации художественных изданий. В 1892-1907 регулярно устраивало Акварельные пятницы - художественные собрания в залах Академии художеств. Существовало до 1918 года.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева