Урок 49–50. Проект «Моё имя», 2 часть

Практическая цель проекта – поиск различных вариантов имен и различной информации об именах.
Методическая цель проекта – обобщить знания об имени и соответствии между объектом и его именем, дать учащимся представление о различных функциях имени у человека, дать представление учащимся о процессе сбора информации на заданную тему.

План проведения проекта

Урок 1

1. Общее обсуждение (5 мин).
2. Имена и различные варианты из произношения – поиск всевозможных вариантов собственного имени (5–10 мин).
3. Изготовление именной ромашки (20–25 мин).
4. Выступление учителя и общее обсуждение (5 мин).

Урок 2

2. Окончание работы над именной ромашкой (5–10 мин).

 

Урок 49

Общее обсуждение

В начале урока стоит немного поговорить об именах людей, подробно остановившись на следующих вопросах. Зачем нужны имена? Какую функцию они выполняют в жизни и в языке? Почему имена имеют разные варианты произношения и зачем они нужны? Как видите, мы предлагаем вам провести этот проект после того, как дети познакомятся с листом определений «Имена». Это поможет провести некоторые аналогии между именами объектов курса и именами людей. В ходе беседы о предназначении имен, скорее всего, прозвучат следующие функции имени:

Дальше следует обсудить варианты произношения имени. Дети наверное обратят внимание, что в курсе информатики (как и в других точных науках) один объект всегда имеет одно имя. А в жизни одного человека часто разные люди называют по-разному. Почему это происходит? Первокласснику на такой вопрос ответить довольно сложно. Поэтому продолжайте обсуждение по ситуации – если дети захотят по этому поводу высказаться, то порассуждайте вместе. На самом деле в отличие от именования абстрактных объектов, вариант имени человека в каждой конкретной ситуации несет еще и ситуационную нагрузку. В частности, оно отражает: контекст общения (личностный или официально деловой) и отношения между людьми (более близкие или менее близкие). Так в официальных документах (свидетельстве о рождении, классном журнале и др.) или в официальных учреждениях употребляют полные имена (часто с фамилией или отчеством). В ситуациях личного общения предпочитают краткие имена. Если люди близкие родственники, то они часто называют друг друга ласкательными вариантами имен. По ходу вашего разговора должны приводиться примеры полных имен (Петр, Анастасия), кратких имен (Петя, Настя), ласкательных имен (Петенька, Петруша, Петечка, Настенька, Настена, Настюшка и др.)

Поиск различных вариантов имен

По окончании общего обсуждения нужно максимально понятно объяснить детям содержание первого задания проекта. Каждый учащийся на листке бумаги должен выписать все варианты своего имени, среди которых обязательно должны быть полный и краткий вариант имени, а также по возможности еще несколько других вариантов. Если в подгруппе есть несколько детей с одинаковым именем, то можно объединить их в группу, так вариантов наверняка появится больше. Однако, больше 2-3 человек такую группу делать бессмысленно, поэтому советуем вам распределить детей на этот проект по подгруппам с учетом их имен. Чтобы активизировать воображение детей при работе с этим проектом, можно посоветовать им припомнить, как их называет: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друзья, учитель, врач в поликлинике и проч. Однако сразу стоит предупредить, что перечислить нужно только производные от имен. Наверняка многих детей дома называют какими-то ласковыми именами: зайчик, солнышко, котенок и т.д. Поскольку они никак не связаны с именем, то писать их не нужно. Также не нужно писать прозвища и различные обидные слова.

После того как дети выслушали задание и задали свои вопросы, они берут чистый лист бумаги и пишут все варианты произношения собственного имени, которые смогут вспомнить. Если вы видите, что какой-то ребенок не может придумать ничего, кроме полного имени (например, Антон, Денис или Илья), то помогите ему, но не чрезмерно. Можно обратиться за консультацией к классу.

Изготовление именной ромашки

Теперь дайте детям следующее задание – изготовить ромашку с вариантами своего имени. Для этого необходимо вырезать из тетради проектов заготовки для серединки и лепестков ромашки. На серединке следует написать полное имя, на лепестках – все остальные варианты имени. Затем следует взять чистый белый лист бумаги и наклеить на него лепестки и серединку так, чтобы получилась ромашка. Если у вас есть возможность собрать ромашку на магнитной доске, не склеивая ее, то лучше собрать и склеить ромашку в окончательном варианте в конце следующего урока, поскольку после выступления возможно в нее придется внести некоторые изменения. Попросите каждого ребенка также обвести красным в ромашке тот вариант имени, который ему нравится больше всего.

Выступление учителя и общее обсуждение

На следующем уроке каждому из детей впервые в нашем курсе предстоит серьезное выступление перед классом. Выступление должно быть рассчитано на 2-3 минуты. Оно должно содержать перечисление всех найденных вариантов собственного имени, с указанием полного имени и наиболее симпатичного ребенку варианта. Кроме того, выступление должно содержать какие-то совсем краткие сведения об имени. Можно указать из какого языка пришло к нам данное имя и что в переводе с этого языка оно означает. Возможно, кто-то из детей найдет сведения о том, какими чертами обладают носители этого имени. Можно указать своего Ангела-Хранителя и дату своих именин. Хорошо, если ребенок расскажет, почему его именно так назвали.  Поскольку первая защита своего проекта – дело непростое, мы предлагаем вам помочь детям, правильно сориентировать ребят и показать им образец такого выступления. Для этого выберите имя, которого нет ни у кого в классе, и изготовьте для него именную ромашку. В конце урока расскажите об имени так, как это требуется от детей. Лучше если рассказ вы будете вести от первого лица вне зависимости от того, какое вы выбрали имя, то есть так как будто вы стали этим мальчиком или девочкой. В конце своего рассказа организуйте обсуждение и ответьте на вопросы ребят. Возможно, кто-то из детей придумает какой-то новый вариант имени, которого нет в вашей ромашке. Возможно, кто-то из ребят задаст вам сложный вопрос об имени, на который вы пока ответить не готовы. Похвалите ребенка за любознательность и пообещайте ответить на следующем уроке.

Домашнее задание

На этом уроке дети получают задание: закончить изготовление именной ромашки (если оно не закончено на уроке), подобрать краткие сведения о своем имени. Если вы опасаетесь, что дети самостоятельно не смогут найти дополнительных сведений (которые нельзя получить от родителей), то принесите в класс книжку об именах. В течение урока дети смогут по очереди подходить к ней и переписывать себе краткие сведения. Также дети получают задание – подготовить выступление о своем имени на 2-3 минуты, с использованием именной ромашки и дополнительных сведений.

Урок 50

Выступления детей

Второй урок проекта начинается с выступлений детей. Если ребенок носит данное имя один в подгруппе, то он будет докладчиком о своем имени (время выступления 2–3  минуты). Если 2–3 человека в подгруппе носят одинаковые имена, то они могут объявить одного основного докладчика и вместе отвечать на вопросы. Основной докладчик представит именную ромашку и даст общие сведения об имени, а личные сведения (почему ребенка так назвали или какое имя ему больше нравится) можно будет получить в ходе ответов на вопросы, обращенных к конкретному участнику группы.

Перед выступлением учащийся прикрепляет именную ромашку на доску так, чтобы она была хорошо видна всем ребятам. При проведении выступлений и последующего обсуждения, следует обратить внимание на следующие моменты. Первый – выступление должно быть больше похоже на непринужденный разговор учащегося с классом, чем на официальный доклад. Второй – важно чтобы ребенок говорил не только о своем имени, но и о себе, тогда он будет говорить легко и непринужденно. Третий – важно, чтобы выступление не было затянутым. Если кому-то помогали готовиться к докладу родители, они могли найти слишком много сведений об имени вообще. Ребенку изложить большой объем информации будет сложно, из-за этого он будет сбиваться и рассказывать без интереса. В таком случае ребенка надо тактично прервать и сказать, что все это очень интересно, но еще более интересно нам будет узнать что-то лично о нем. Например, почему его так назвали, какой вариант собственного имени ему нравится больше других, какой совсем не нравится и т.д. Отвечая на вопросы о себе ребенок будет чувствовать себя уверенней и обсуждение пройдет более интересно. Вообще объем «неличной» информации в докладе не должен превышать 2-3 предложений. Иначе остальным детям очень сложно будет ее воспринять. Каждое выступление будет состоять из двух частей. Первая часть должна содержать представление именной ромашки. Вторая – дополнительные сведения об имени.

После того как ребенок закончил свое выступление, происходит краткое обсуждение (1–2 мин). Для начала можно обсудить именную ромашку ребенку. Так слушатели должны решить: а) все ли слова на лепестках ромашки действительно относятся к имени, не содержат прозвищ и обидных слов; б) нет ли других вариантов данного имени. Все найденные классом дополнительные варианты имен записываются на доске. Затем ученик отвечает на вопросы слушателей. Если в ходе выступления ребенок забыл выделить вариант имени, который ему нравится больше всего, то об этом его нужно спросить обязательно. Желательно, чтобы ребенка в классе называли именно тем именем, каким бы ему хотелось.

Окончание работы над именной ромашкой

После того как все доклады выслушаны, дети дорабатывают именную ромашку с учетом тех замечаний, которые были высказаны слушателями. Если в ходе выступления были найдены новые варианты имени, ребенок добавляет в ромашку лепестки. Если какое-то слово в ромашке не относится к имени, лучше аккуратно заклеить его. Если на предыдущем уроке дети не склеивали ромашку, а только собирали ее и во время выступления прикрепляли лепестки магнитами к доске (или как-то иначе), то теперь пришло время склеить ромашку в окончательном варианте. Готовые именные ромашки лучше всего повесить  на главном стенде класса.

Если все имена у детей в подгруппе окажутся разными, то выслушать все доклады на одном уроке вы можете не успеть. Тогда мы советуем не выделять под проект еще один урок, а слушать выступления на следующих уроках по 1–2 выступления в начале каждого урока.