Тема урока «Угольная кислота и ее соли»

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием мультимедийных компьютерных технологий и аудиовизуальных средств обучения.

Цель урока: первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений внутри темы.

Задачи урока:

1) повторить соли средние и кислые на примере СО3 и НСО3 свойства кислот;

2) познакомить со свойствами Н2СО3 с представителями солей и их применением;

3) показать взаимосвязь двух рядов солей на примере переходов карбонатов и гидрокарбонатов;

4) рассмотреть жесткость воды.

Фонды кабинета: экспозиция «Классификация веществ. Простые и сложные вещества»; экспозиция «Минералы и горные породы»; стенд «Жесткость воды».

Оборудование и реактивы: прибор для получения газов, пробирки, горелка, спички, держатель для пробирок, известковая вода, мрамор, ракушки, жемчуг, кораллы, яичная скорлупа.

 

План урока:

Организация начала урока.

Сообщение темы и

цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Организационный момент.

Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, применяемых ранее. Метод дедукции.

Ознакомление с новым материалом.

Представление основного материала одновременно в словесной, аудиовизуальной форме и с помощью мультимедийных компьютерных технологий.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Использование заданий на узнавание учащимися изученных познавательных объектов. Вопросно-ответное общение.

Продуктивный метод.

Постановка задания на дом.

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов урока.

Сообщение преподавателя.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организация начала урока.

Сообщение темы и

цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятые учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Тема записывается в тетрадь. Осознание целей урока.

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Актуализация имеющихся знаний и умений как фундамента изучения нового материала.

Предъявление полученных ранее знаний как опоры для освоения новых.

3. Ознакомление с новым материалом.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания нового материала, предъявляемого в виде мультимедийной презентации.

Активное использование оформительских фондов кабинета для облегчения усвоения детьми изучаемого материала.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте при проведении лабораторных опытов учащимися.

Демонстрация опытов «Получение СО2 и исследование его свойств. Взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов». Демонстрация видеофрагмента «Сталактитовые и сталагмитовые пещеры».

Активные действия учащихся с объектами изучения:

а) рассмотрение процессов с точки зрения теории электролитической диссоциации;

б) проведение лабораторного опыта «Распознавание карбонатов»;

в) развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

г) формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая технику безопасности.

4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Проверка умений применять знания общих закономерностей химических свойств к конкретным веществам. Выявление уровня, осмысления взаимной связи свойств веществ со сферами их применения.

Осмысление учащимися своих действий, самооценка.

5. Постановка задания на дом.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей.

Осознание и запись домашнего задания.

 

Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся.

9 «А» класс – класс, с преобладанием гуманитарного склада мыслительной деятельности. 65% детей с высоким уровнем вербальных способностей. Пополнение знаний происходит путем предметных и общеразвивающих экскурсий. Класс много ездит по стране и зарубежью.

Вниманием учащихся можно завладеть благодаря зрелищности предъявляемого материала.

Поддерживать активность и высокий уровень работоспособности удается благодаря смене видов учебной деятельности и использованию динамических дидактических материалов (видео-, аудио-, компьютерные демонстрации, выставки, приборы и т.д.), развивающих эмоционально-чувственное восприятие.

Класс не приемлет насильственных приемов обучения, приветствует использование фактов из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и связей с другими предметами, использование на уроке раздаточных наглядных статичных материалов. Класс любит работать самостоятельно.

Дети постоянно самосовершенствуются, умеют правильно организовать свою деятельность. Но для формирования специальных навыков учащимся требуется время на осмысление в домашних условиях и многократные упражнения.