Портрет (парсуна) Св. Дмитрия, митрополита Ростовского.
Неизвестный художник. 2-я половина XVIIIв.


Краткий искусствоведческий анализ (принадлежность к определенному стилю или направлению, особенности композиции и т.д.):
       В основе изображения на портрете из Рыбинского музея лежит, по всей видимости, прижизненный портрет свт. Димитрия, с которого была сделана гравюра по рисунку Левицкого. Очень близкими аналогиями рыбинскому портрету являются портреты из собрания Ростовского Историко-архитектурного музея (Ж-474) и Музея украинского изобразительного искусства в Киеве.
       К индивидуальным особенностям рыбинского произведения относятся: отсутствие герба Димитрия и некоторая упрощенность декора одежд. Надпись на книге "Летописец" позволяет уточнить дату создания портрета. Сочинение св. Димитрия "Летописец от начала века" было издано достаточно поздно - в 1784 г. Н.Новиковым. Таким образом, портрет был написан уже после выхода в свет этой книги - то есть после 1784 года.
Сведения об истории создания произведения:
       Портрет-парсуна поступил в музей из Югской Дорофеевой пустыни под Рыбинском. В собрании музея хранится целая группа портретов духовных лиц, также поступивших из Югского монастыря. Среди них портреты: Арсения Мацеевича, архиепископа Ярославского и Ростовского (первая половина XIX в., РБМ 65); святителя Игнатия (Брянчанинова) (XIX в., РБМ-129); митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) (РБМ-168); Нила (Исаковича), архиепископа Ярославского и Ростовского (XIX в., РБМ-173); Арсения (Верещагина), архиепископа Ярославского и Ростовского (1798 год, РБМ-177); Авраамия (Шумилина), архиепископа Ярославского и Ростовского (РБМ-180); Платона (Левшина), митрополита Московского (РБМ-196).
       Такое собрание портретов архиереев свидетельствует о целенаправленном собирании их в Югской обители, к концу XVIII- XIX столетиям превратившегося в крупный процветающий духовный центр на Рыбинской земле. Не исключено, что портреты писались по заказам настоятелей Югского монастыря.
Комментарии, необходимые для понимания сюжета (исторические, культурологические, религиоведческие и др.):
       Святитель Димитрий (в миру Даниил) родился 11 декабря 1651 года близ Киева в семье казачьего сотника Саввы Туптало. Получил образование в Киево-Могилянской коллегии под руководством выдающегося богослова Иоанникия Галятовского. В 18 лет принял монашество с именем Димитрий в киевском Кирилловском монастыре, а в 1675 году был возведен в сан иеромонаха. Таланты святого - проповеднический дар и искусство духовного писателя - определились уже в юности. В 1684 году по благословению митрополита Киевского Варлаама (Ясинского) будущий святитель начал составление и издание Четьих Миней - сборника житий святых на все дни года. Этому поистине необъятному труду он отдал более 20 лет. К литературному наследию святителя относятся также книги "Руно орошенное", "Апология во утоление печали человека, сущего в бедах и озлоблении", "Розыск о раскольнической Брынской вере", проповеди, поучения, трактаты, духовные псалмы и песни.
       В 1701 году святой Димитрий был рукоположен в митрополита Тобольского и Сибирского, но по слабости его здоровья царь Петр I дозволил святителю остаться в Москве. Последние годы жизни, с 1702 года (времени рукоположения в сан митрополита Ростовского), Димитрий провел в Ростове Великом, возглавляя древнейшую и обширнейшую епархию России. В Ростове им была открыта духовная школа на 200 учащихся, многое сделано для исправления нравов духовенства и мирян.
       Преставился святой 28 октября 1709 года. После обретения мощей нетленными Димитрий в 1757 году был причислен к лику святых, став первым русским святым, канонизированным в синодальный период. Мощи святителя, от которых произошло множество исцелений, покоятся в ныне возрожденном Спасо-Яковлевском монастыре города Ростова. Память Димитрия Ростовского совершается 21 сентября / 4 октября (обретение мощей), 28 октября / 10 ноября и 23 мая / 5 июня.
       Формирование иконописного облика святителя происходило под влиянием его прижизненных портретов, а также гравюр - русских и пришедших в Россию с Запада.