Серов В.А. Похищение Европы

В.А. Серов удивляет гибкостью и динамичностью художественного мышления. За свою недолгую жизнь он прошел интенсивный творческий путь, не останавливаясь на достигнутом и постоянно обновляя свою манеру письма. От "Девочки с персиками" до "Похищения Европы" расстояние огромно, но измеряется оно не годами, а новыми задачами и художественными средствами.

"Девочка с персиками" - это светлое дыхание самой жизни, а "Похищение Европы" - декоративное панно, далекое от пленэрной живописи. Это произведение предварило многие поиски русского авангарда и явилось одним из самых высоких достижений стиля модерн в русской живописи.

В 1907 году Серов совершил путешествие в Грецию. Очарованный миром античной культуры, он задумал цикл произведений на темы античных мифов. В искусстве Древней Греции Серова поразило "удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, - с уютностью".

"Похищение Европы" существует в нескольких вариантах, которые близки по композиционному решению, стилистике и образной трактовке темы. По воспоминаниям родственницы художника, Нины Симонович-Ефимовой, именно в пору написания "Похищения Европы" у Серова было сильное желание "уйти от повседневности". В работах последних лет жизни художника условное берет верх над реальным.

Полотно "Похищение Европы" решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость. Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка - Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе. Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка. Однако в сочетании с застывшим взглядом героини это производит иное впечатление, выраженное в стихотворении О. Мандельштама, навеянном картиной Серова:

Горько внимает Европа могучий плеск,

Тучное море кругом закипает в ключ,

Видно, страшит ее вод маслянистый блеск

И соскользнуть бы хотелось

С шершавых круч…

Серов не занимается стилизацией архаического периода искусства Древней Греции, он создает острое, современное для той поры произведение, в котором выражает сам дух древнего искусства - сочетание декоративности с интимным настроением.