Жизнь Эзопа

Эзоп (ок. VI в. до н. э.) – уроженец Фракии в Малой Азии, древнегреческий баснописец, считающийся зачинателем басенного жанра. Все басни, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые сочинил Эзоп: и про волка и ягнёнка, и про лису и виноград, и многие другие.

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык» или «эзоповский язык». Внешность Эзопа была безобразной: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая. Но зато он имел острый ум, обладал даром слова и умел сочинять басни.

Когда работорговец повёл Эзопа с партией других рабов на рынок острова Самос, чтобы продать их, рабы стали разбирать дорожную поклажу. Эзоп сказал: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» – и показал на самую большую и тяжёлую. Все засмеялись и отдали ему корзину. На первом же привале, когда все поели, корзина стала значительно легче. Тут все поняли, что уродец не так-то прост.

Купил Эзопа философ Ксанф. По своей неосмотрительности и из любви к хвастовству Ксанф нередко попадал в трудные положения. Выручал его Эзоп.

Однажды Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек всё может сделать!»

– А море выпьешь?

– Выпью! – ответил Ксанф. Побились об заклад. Утром Ксанф пришёл в ужас от позора, который ему грозил. Спас Ксанфа Эзоп, дав такой совет: «Скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал. Запрудите все реки, впадающие в море, тогда я его выпью!» Подивились все мудрости ответа Ксанфа.

Послал Ксанф Эзопа за покупками. Градоначальник увидел его и спрашивает:

– Куда идешь, Эзоп?

– Не знаю!

– Как не знаешь? Говори!

– Не знаю.

– В тюрьму упрямца, – рассердился градоначальник.

– Видишь, – сказал Эзоп, – что я говорил правду? Разве я знал, что в тюрьму иду?

Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Много раз за оказанные услуги Ксанф обещал освободить Эзопа, но никогда не выполнял обещаний. Боялся расстаться с Эзопом. Однажды случилась на Самосе тревога. Во время заседания государственного совета перед народом, налетел орёл, схватил государственную печать и с вышины уронил её за пазуху рабу. Стали Эзопа просить растолковать знамение. «Растолковать могу, – сказал Эзоп, – да не к лицу рабу давать советы свободным. Освободите меня!» Народ освободил Эзопа. «Орел – птица царская, – говорит Эзоп. – Не иначе Лидийский царь Крёз решил покорить Самос и обратить его в рабство». Эзопа отправили к Крёзу просить снисхождения. Крёз не стал нападать на Самос, а Эзопа сделал своим советником.

По преданию, погиб Эзоп в Дельфах. Дельфийцы, которые кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы. За это Дельфы постигла чума, а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть Эзопа.

(По книге М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре»)