М.Я. Виллие. Жанровая сценка (Дворик в Сан-Ремо). До 1879

Творчество Михаила Яковлевича Виллие, некогда популярного и знаменитого художника, в настоящее время более известно специалистам, чем широкой публике. Большинство его работ находятся в частных коллекциях, и лишь в незначительном количестве представлены в музеях России (Третьяковской галерее, Русском музее, Саратовский Радищевском музее и др).

Действительный член Академии художеств, член Петербургского и Бельгийского общества акварелистов, Виллие вошел в историю русского искусства, как замечательный пейзажист, преимущественно перспективных видов, исследователь памятников древнерусского зодчества и быта.

Родившись в семье военного медика - его отец был главным доктором Военно-учебных заведений - Михаил не мог думать ни о какой другой карьере, кроме как медицинской. Однако с раннего детства мальчик был увлечен рисованием , и мечтал стать художником.

Занимаясь в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Михаил Виллие одновременно посещает вольнослушателем Академию художеств, где учится у известного акварелиста, профессора Людвига Осиповича Премацци. После окончания Школы Михаил был зачислен прапорщиком в Преображенский полк. Однако карьера военного не привлекала молодого человека, и прослужив пять лет (1857 - 1862), Виллие уходит в отставку чтобы полностью посвятить себя искусству. Он возвращается в Академию художеств и продолжает занятия у Премацци.

Его успехи были бесспорны, и уже в 1863 году Виллие было присвоено звание художника, а в 1865 году Михаил Яковлевич получает разрешение на трехгодичную заграничную стажировку. По завершении пенсионерской поездки, за представленные на Академической выставке работы, он в феврале 1868 года получил звание академика акварельной живописи. Виллие в то время очень привлекают Франция и в особенности Италия. Италия, с живописными видами и благодатной природой, в те времена была "землей обетованной" для художников. Здесь были созданы образцы высокого искусства, и на всем лежал отпечаток великой истории, а обычные итальянцы воспринимались потомками великих гениев времен античности и Возрождения.

Михаил Яковлевич обращается к президенту Академии художеств, великой княгине Марии Николаевне, с прошением о дальнейшей стажировке в Европе. Получив разрешение, М.Я.Виллие вновь уезжает за границу. Пробыв за рубежом почти двадцать лет, он только в 1886 году возвращается в Россию.

Виллие жил в Германии, Бельгии, Франции, неоднократно посещал Англию, Италию, подумывал навсегда обосноваться в Париже. Путешествуя по разным странам, художник, много работал: писал картины, делал этюды с натуры. Весьма интересны акварельные работы этого времени, зарисовки из путевых альбомов, в которых объектами внимания художника становятся не величественные пейзажи и архитектурные древности, а повседневная жизнь больших и малых городов Европы с простыми домами и небольшими улочками. Здесь протекает будничная размеренная жизнь обыкновенных людей. Эти рисунки одновременно очень живые, спокойные и романтичные. В них нет холодной отстраненности "архитектурных мотивов" и видовых пейзажей, но много тепла и доброты, сопереживания и сердечности.

В акварели "Жанровая сценка (Дворик в Сан-Ремо)" художник показывает характерные черты итальянских построек не самой богатой и респектабельной части города. Небольшой внутренний дворик, образованный близко стоящими друг к другу двухэтажными строениями, лестница с неровными стертыми каменными ступенями, выщербленные стены с недостающими кирпичами, темные разной величины проемы окон - красноречиво свидетельствуют о скудном достатке живущих здесь людей.

Изображенная сценка кажется живой и реалистичной. В центре композиции, у первой ступени лестницы, ведущей к дому - молодая итальянка с ребенком. Женщина стоит неподвижно, о чем-то задумавшись. В руках у нее огромный букет полевых цветов нежно голубого цвета. Букет настолько велик, что женщина держит его обеими руками, очень аккуратно, прижимая к себе. Рядом с ней совсем еще маленький мальчик, одетый лишь в белую просторную рубаху. Одной рукой он крепко держится за холщовую юбку своей мамы, а сам что-то внимательно рассматривает внизу, на каменных ступеньках лестницы. В глубине картины, двое мужчин и уже немолодая женщина стоят у темного дверного проема и с напряжением смотрят внутрь дома. Мы не видим их лиц, но по позам и жестам можно понять, что их очень беспокоит происходящее внутри. Большое внимание Виллие уделяет деталям. Очень точно показаны мох в углу каменного здания, треснувшие кувшины на окне второго этажа, выщербленные стены, неровно уложенная черепица на крыше, старая деревянная дверь.

Художник удалось передать мягкое рассеянное освещение, ощущение наступающих сумерек, опускающейся на землю прохлады после жаркого дня. Прозрачные, чистые краски, наложенные друг на друга, создают тонкие нюансы, передающие игру света, нежную мягкость теней. Цвет утрачивает свою локальность, становится более изменчивым, динамичным. В тени, на ступенях лестницы появляются холодные серебристо-голубые тона. Освещенные заходящим солнцем участки, приобретают розоватые оттенки. Для передачи фактуры и цвета камней, из которых построено здание и сделана лестница, художник использует различные оттенки коричневого, серого, палевого, охристого цветов.

Исключительная мягкость переходов, богатство и тонкость цветовых нюансов, глубина и легкость тонов свидетельствуют о виртуозном владении акварельной техникой. Все проникнуто покоем, тишиной и умиротворением. Это маленький кусочек большого города, где тихо и мирно течет своя жизнь. Художнику близок этот мир и люди живущие в нем.

Этот акварельный рисунок был подарен автором художнику, основателю СГХМ, А.П. Боголюбову, о чем свидетельствует надпись с права на лицевой стороне работы: "Добръейшему А.П. Боголюбову въ память дружескихъ отношений нашихъ въ Парижъ. М. Виллiе. 30 янв. 79 г."

С 1873 года Алексей Петрович опекал выпускников-пенсионеров Императорской Академии художеств во Франции. К их числу принадлежал и Михаил Яковлевич Виллие, которого Боголюбов высоко ценил и считал одним из лучших акварелистов России. Боголюбов всегда принимал живое непосредственное участие в жизни молодых коллег. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. Деятельный, общительный человек, Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром, местом постоянных встреч русских художников - Репина, Поленова, Харламова, Доливо-Добровольского, Беггрова, Виллие, Похитонова и др. Здесь часто бывали супруги Л. и П. Виардо, И.С. Тургенев, П.В.Анненков, А.К.Толстой, П.В.Жуковский.

Справочный материал Сан-Ремо - итальянский курортный город (57 тысяч жителей, регион Лигурия, провинция Империя), расположившийся на средиземноморском побережье, рядом с границей Франции. Этот городок признан одним из лучших на Лигурийском побережье. В XIX веке был излюбленным местом отдыха русской аристократии, здесь бывала императрица Александрой Фёдоровной жена Николая I. В начале XX века здесь была построена русская православная церковь Христа Спасителя (1913 г.), а главная набережная названа в честь русской императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

В XX веке место проведения популярного музыкального фестиваля.

Акварель(франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко - шёлка слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Акварель бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, "чёрная акварель". В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

Премацци Людвиг Осипович (1818 - 1891) - перспективный живописец и пейзажист работавший почти исключительно акварелью, родился в Милане, здесь же получил образование в Академии Художеств. В 1848 г. переехал в Россию, где по заказу императора Николая I написал несколько акварельных изображений павильонов петергофского парка и 15 видов кронштадтских укреплений. Эти работы сделали Премацци известным при Высочайшем дворе и в кругу русской аристократии. В течение многих лет он пользовался репутацией лучшего в России мастера по части акварели. В 1854 г. Императорская Академия Художеств, за вид китайской комнаты в большом царскосельском дворце, признала его академиком, а в 1861 г. за виды дачи г. Новосильцева в Царском Селе и несколько крымских видов возвела в звание профессора. Для написания этюдов с натуры Премацци неоднократно ездил в Крым, провел три года на Кавказе, посещал Швейцарию и Италию. Лучше всего ему внутренние виды зданий, замечательные по передаче линейной и воздушной перспективы, по силе красок и по приемам письма; несколько слабее пейзажные акварели Премацци .В них, пытаясь передать эффекты солнечного освещения, художник впадает в условность и излишнюю яркость тонов. Премацци заслужил известность как прекрасный учитель. В 1870 - 1874 гг. он преподавал акварельную живопись в Академии Художеств, а потом, в течение также трех лет, занимался с учениками центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) - известный русский художник. Окончил Морской кадетский корпус (1841). 12 лет прослужил на флоте. Будучи на службе, в 1850-1853 годах учился в Петербургской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Закончил Академию с Большой золотой медалью. Назначен художником Главного морского штаба. Стал историографом русского флота, "художественным летописцем морских побед России на протяжении двух веков от Петровских сражений до торжеств в честь Русско-французского союза в 1896 году".

С 1854 по 1860 годы - пенсионер Академии художеств в Европе. С 1858 года Боголюбов - академик, с 1861 года профессор живописи, с 1871 года член Совета Академии художеств. В 1873 году был назначен Академией наблюдать за пенсионерами за границей и поселился в Париже, где его мастерская была в течение многих лет центром русской художественной колонии. Основал в Париже Общество взаимного вспоможения русских художников. С 1873 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Боголюбов - внук писателя А.Н. Радищева (1749 - 1802). В 1885 году основал Радищевский музей в Саратове. В основу коллекции музея легли произведения русских и европейских художников XIX века. В 1897 году по инициативе А.П.Боголюбова в стенах музея открылось Боголюбовское рисовальное училище. В 1880 году Саратовская городская Дума постановила считать Боголюбова Почетным гражданином Саратова.

С 1893 года Алексей Петрович являлся действительным членом Императорской Академии художеств. В России и за ее пределами сохранилось огромное творческое наследие художника. Во многих художественных музеях имеются его произведения. Только в Радищевском музее - более 200 живописных работ и около 1000 рисунков. В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) - более 150 живописных работ и более 1000 рисунков. В Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург) более 100 батальных произведений живописи и графики.

А.П. Боголюбов, будучи "европейски воспитанным и образованным человеком", наделенный от природы острым умом, незаурядным характером, трудолюбием и волей, обладал общественным темпераментом и был одарен во многих сферах, в том числе и литературно. Вспоминая о первом посещении Саратова в 1863 году, он писал в "Записках моряка-художника": "Как странна судьба людей и как они не ведают, что будет после с их помышлениями и деятельностью. По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева. Он был отцом моей матери… Не думал я тогда, что сделаюсь Почетным гражданином этого города и что свяжу навеки Радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования. Тогда я был молод, только женился и, конечно, не умри у меня жена и сын, я никогда не был бы вправе отдать все мое имущество Саратову в угоду своего самолюбия и человеческой гордости, оставив по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя моего деда. А с другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества".

Довгаленко А.С.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева