В.А. Серов. Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903

«Когда вы подходите к этому портрету, вы чувствуете аромат каких-то аристократических духов; вы чувствуете, как нежны и выхолены эти руки, и заранее угадываете, как выхолены и вычищены эти ногти; вы чувствуете целого человека известного положения, известного общества, известной эпохи». Такую очень точную характеристику дал один из исследователей творчества Серова портрету, на котором изображен князь Феликс Феликсович, младший сын княгини Зинаиды Юсуповой.

На этом портрете Серова Юсупов еще совсем юный, шестнадцатилетний. Он держит любимого бульдога Клоуна, у которого очень выразительная, грустно-задумчивая морда. У князя несколько кукольное лицо с нежным фарфоровым румянцем, яркие губы, красивые, как у матери, серо-голубые глаза, однако лишенные тепла, гладко аккуратно причесанные волосы – все это в сочетании с выражением снисходительной самоуверенности создает образ утонченного аристократа с холодной душой. Позднее князь вспоминал в мемуарах, как после гибели на дуэли старшего брата Николая в 1907 году, по дороге к себе он «... остановился перед собственным портретом работы Серова. Внимательно всмотрелся в самого себя. Серов – подлинный физиономист; как никто, схватывал он характер. Отрок на портрете предо мной был горд, тщеславен и бессердечен...».

Биография младшего Юсупова весьма занимательна. Он был одним из организаторов заговора против Распутина и непосредственным его исполнителем. Феликс Феликсович обещанием познакомить со своей женой, княгиней Ириной, племянницей царя, заманил знаменитого старца в свой дворец, где тот и был убит, как позднее писал князь, во имя одной цели – «...спасти царя и Россию...».

Во время революции 1917 года Феликс Юсупов эмигрировал в Англию. Затем жил во Франции, ставшей его второй родиной.