П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Марш деревянных  солдатиков

            Жанр: Фортепианная миниатюра ре мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Крайне простая пьеса. В Предисловии мы уже обратили внимание на возможность объединения этой пьесы с «Игрой в лошадки». И действительно, обе они написаны в одной тональности - ре мажор, и сопоставленные, они могут восприниматься как маленький диптих, в котором первая часть – «Игра в лошадки» - более мягкая (трехдольная), а вторая – более мужественная (двухдольная). Все это, конечно, в «детском» (игрушечном) преломлении. Эта игрушечность подчеркнута очень тонкими средствами, в частности авторским указанием на тихое (piano) и даже очень тихое (pianissimo), в самом начале, исполнение.

            Фортепианное письмо П. Чайковского обнаруживает в этой, как и в других миниатюрах цикла, можно  сказать, ювелирную отделку. В качестве примера можно указать на пунктирную ритмическую фигуру, характерную вообще для всякого марша. В данном случае композитор ее разнообразит, давая два ее варианта: протянутая первая нота и острая вторая (первый вариант) и – второй вариант - лаконично звучащая первая нота, затем короткая пауза и пунктирная короткая нота. Все это имеется во втором такте пьесы и далее проводится очень строго во всех аналогичных моментах. Таким образом, это не случайность, а специально задуманный ритмический прием. Совершенно очевидно, что чуткий исполнитель должен, во-первых, быть внимательным к этим вариантам, во-вторых, донести это различие до слушателя.

            Здесь возникает очень хороший повод высветить роль исполнителя. От него зависит очень многое в выявлении авторского замысла в том или ином произведении. Если быть кратким, то можно так сформулировать задачу исполнителя: нужно так исполнить произведение, чтобы слушатель, записав его по слуху, получил в точности такую запись, в которой это произведение зафиксировано композитором. Это, так сказать, обратный исполнению процесс. И если композитор записал в нотах, например, нюанс pianissimo, как мы видим это в начале этой пьесы в записи П. Чайковского, то и исполнить это  нужно так, чтобы у слушателя создалось ясное ощущение именно этого нюанса.

            Чайковский в этой пьесе рисует музыкальный образ очень точными и экономными средствами: ощущение кукольности, деревянности передается четкостью ритмического рисунка, определенностью, выверенностью штриха. Воображаемая инструментовка (возможно, это деревянные духовые инструменты и малый барабан), тесное расположение аккордов, согласованность ритма и штрихов образно передают слаженные движения солдатиков, идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика. Как не вспомнить здесь марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине I действия оперы Чайковского «Пиковая дама»: в опере этот эпизод пронизывает та же ритмическая фигура - барабанная дробь, – что проходит и в этой пьесе в нижнем голосе. Но здесь, в фортепианной миниатюре,  ощущается некоторый комический характер – быть  может, за счет того, что музыкальные акценты приходятся – конечно же, так происходит преднамеренно – на нечетные такты, то  есть, в четных  квадратных  структурах на слабые  такты.

            Средняя часть пьесы представляет образ более крупным планом: звучание приобретает весомость благодаря тяжелым аккордам – «опорам» в партии левой руки. Но  и это  по динамике не выходит за рамки звучности piano (так указано  композитором).

            В репризе восстанавливается первоначальная звучность (еще тише, чем в средней части). Исполнитель вряд ли погрешит против авторского замысла, если создаст ощущение, будто игрушечное войско удаляется.

© Александр МАЙКАПАР