Урок 26. Проект «Инструкции к бытовой технике»

О проекте

Очень важно, что информационные умения, которые дети получают в нашем курсе являются достаточно общими и применимы во всех сферах деятельности ребенка. Так, они должны помогать ученикам ориентироваться в окружающем его мире, в том числе в мире техники. В наше время техника окружает человека повсюду. При этом виды и модели технических средств постоянно обновляются. Поэтому вопрос быстрого освоения техники становится критерием успешности действий человека. Конечно, многие люди предпочитают знакомиться с техникой минуя какие-либо инструкции, то есть «методом тыка». Но отметим, что техника в нашем распоряжении иногда оказывается дорогостоящая, поэтому метод проб и ошибок в таком случае чреват дополнительными расходами. И конечно эксперименты с техникой часто оказываются просто опасными. Поэтому мы и предлагаем вам в этом проекте научить ребят осваивать новую технику, опираясь на инструкцию. Грамотно составленная инструкция к техническому средству – очень полезная вещь. Во-первых, она содержит правила техники безопасности, выполнение которых оградит пользователя от опасных ситуаций или случайных отказов техники. Во-вторых, она содержит описание всех действий, которые пользователь может производить данным прибором. В результате, инструкция позволяет освоить техническое средство максимально быстро и безопасно. Таким образом, цель данного проекта – обучение детей освоению новой техники с использованием инструкции. Исходя из этой цели вы можете спланировать проект по своему усмотрению. Мы, как обычно, предлагаем один из возможных вариантов проведения такого проекта. Данный вариант проведения проекта состоит из трех этапов: подготовительный этап, выступления пар, обмен между парами.

Подготовительный этап

Данный этап проводится до начала проекта. Нужно разбить группу на пары, чтобы получилось четное число пар (оставшихся ребят можно добавить третьими). Скорее всего у вас получится 6 пар. Каждая пара получает следующее задание. Найти какой-нибудь не слишком большой прибор (который потом не сложно будет принести в класс): электронные часы или будильник, сотовый телефон, средства малой бытовой техники и т. д. К этому прибору обязательно должна прилагаться инструкция. О списке приборов в группе надо договориться заранее, чтобы все приборы были разными (иначе ребятам будет не очень интересно).

Далее каждой паре необходимо изучить правила техники безопасности при использовании данного прибора. В инструкции такой раздел всегда имеется. Там как правило дан список тех действий, которые с данным прибором делать запрещается. После того как ребята изучили этот список, они должны выписать правила техники безопасности на отдельный листок, крупным шрифтом, используя цветовое выделение. Лист должен быть оформлен так, чтобы во время выступления его можно было повесить на доску и всем было его хорошо видно.

Кроме того каждая пара с помощью инструкции должна разобраться с какой-нибудь операцией этого прибора. Операция должна быть не слишком простой, состоящей из нескольких шагов, иначе задание окажется для детей слишком простым. Начать при этом стоит с основных операций. Если окажется, что у данного прибора все основные операции достаточно простые, пусть пара покажет несколько простых операций. Если, наоборот, техника сложная, и для ее работы требуется специальная сборка, то паре придется показать еще правила и процесс сборки. Как видите, на этапе определения объема задания все не так просто. Поэтому после того как каждая пара выбрала прибор, нужно обсудить с ней также выбранные операции и возможно, скорректировать их.

Выступления пар

Итак, в группе у вас 6 пар. На выступление каждой паре отводится 3–5 минут. В начале выступления ребята вешают на доску листок с правилами безопасности при работе с прибором и знакомят с ними ребят. Затем пара показывает и поясняет выбранные ими операции. Делать это необходимо с опорой на инструкцию. Можно просто зачитывать пункты описаний из инструкции и пошагово объяснять, что означает и как выполнить каждый пункт.
Остальные ребята в классе внимательно слушают доклады пар и вникают в суть, по ходу задавая вопросы. Перед началом выступления надо попросить пары, чтобы они говорили и показывали не слишком быстро, чтобы остальные дети успевали за ними следить.

Обмен между парами

Если после выступления пар у вас осталось время или вы имеете возможность взять на этот проект еще один урок, мы советуем вам провести этот заключительный этап проекта. Дело в том, что пары будут выбирать, конечно, уже знакомую им технику, которой они уже владеют. Таким образом, на предыдущем этапе происходит только теоретическое освоение техники, теми детьми, которые слушают выступления ребят. Чтобы в проекте происходило и практическое освоение, нужно чтобы дети освоили совершенно новую для них технику – научились выполнять с ней какие-то операции. Проблема здесь встает только одна – не сломать чужую вещь. Поэтому на последнем этапе мы предлагаем классу работать так. Вы объединяете все пары по две, при этом пары обмениваются приборами. Далее одна пара осваивает новый прибор, а другая – контролирует (затем естественно пары меняются местами). Пара-контролер выдает другой паре правила техники безопасности, чтобы они всегда лежали на видном месте и в них всегда можно заглянуть. Лучше сразу предупредить всех, что нарушение правил безопасности приведет к начислению штрафных баллов. Также пара, которая осваивает прибор получает инструкцию и задание от контролеров. На этом этапе пара разбирается с техникой самостоятельно. Контролеры лишь следят, чтобы пары не нарушали правила безопасности и сообщают группам о наиболее грубых ошибках. Если пара никак не может справиться со своим заданием, контролеры, конечно, могут все объяснить, но за это также будут начисляться штрафные баллы. Учитель во время этого этапа проходит по классу и следит за тем, чтобы работа во всех группах протекала по правилам.

В конце урока каждая пара получает две оценки – за выступление со своим прибором и за самостоятельное освоение чужого прибора. Выступления может оценивать учитель совместно со всем классом, а освоение прибора оценивает пара-контролер совместно с учителем. Конечно, пара контролер должна подробно прокомментировать, за что она предлагает снизить паре оценку и почему.