Подготовка и проведение похода

Событие состоит из нескольких содержательных этапов:

  • непосредственная подготовка однодневного похода, во время которой дети овладевают определённым объёмом знаний и компетенций как «внутри» предметных линий, так и во внеурочных занятиях;
  • его проведение;
  • обработка собранных материалов и оформление журнала по результатам похода.

В непосредственную подготовку входят:

  1. Беседа о тех достопримечательностях родного края, с которыми будут знакомиться дети. Она может сопровождаться игрой-викториной «Что мы знаем о нашем крае?», в ходе которой дети убеждаются, что их знания отрывочны и недостаточны. Вопросы для этой игры готовит учитель, привлекая краеведческую литературу и исходя из конкретных целей похода. Т.е. эти вопросы должны быть связаны с теми природными или культурными объектами, детально познакомиться с которыми предстоит детям во время путешествия. «Неотвеченные» вопросы викторины и будут направлять деятельность детей во время кульминационной точки похода — посещения тех особо значимых мест, которые являются целью пути. Составление плана наблюдений (если он нужен), распределение объектов для сбора материала между малыми группами детей.
  2. Работа с картосхемами (планами и картами местности, по которой пройдет маршрут), — ученики рассматривают возможные маршруты, предложенные учителем, оценивают их продолжительность, дальность, наличие достопримечательностей, свой интерес к ним. Картосхемы подбираются учителем и родителями. Эта работа заканчивается составлением 2-х, 3-х наиболее подходящих маршрутов.
  3. Обсуждение целей и задач похода, окончательный выбор и планирование маршрута, распорядка дня.
  4. Работа со словарными статьями «Словарь походника».
  5. Работа с ЦОР «Раскладка». Закупка и распределение продуктов по рюкзакам.
  6. Составление меню. Знакомство с рецептами приготовления простейших походных блюд.
  7. Обсуждение особенностей одежды и обуви, пригодных для походных условий.
  8. Разучивание походных песен.


К проведению похода необходимо привлечь родителей (в достаточном количестве), получить разрешение администрации школы, провести собрание родителей (выяснение противопоказаний, ознакомление родителей со списком необходимой одежды, обуви, оборудования).

Кроме этого, непосредственно перед проведением похода учитель должен проверить:

  1. наличие правильной обуви на ногах детей (удобной, разношенной, по погоде);
  2. отсутствие заболеваний у детей;
  3. наличие аптечки со всеми необходимыми лекарствами для оказания первой помощи;
  4. наличие оборудования для проведения досуга на месте отдыха;
  5. наличие цифрового фотоаппарата (или обычного фотоаппарата и сканера в школе) для получения фотоснимков и размещения их на страницах-заготовках «Достопримечательности родного края».


Проведение похода (общая продолжительность 8-10 часов, длина перехода 5-6 км).

Во время похода предполагается:
  • перемещение детей на 2-2,5 км,
  • горячий завтрак (см. раскладку),
  • посещение достопримечательностей (1-2) в процессе перехода на 1-2 км, осмотр и фотосъёмка достопримечательностей, наблюдение и сбор материалов для ответов на «неотвеченные» вопросы в будущем журнале (работа в малых группах),
  • обед,
  • отдых,
  • полдник,
  • возвращение (переход на 1-2,5 км), желательно, чтобы обратный путь проходил по иным местам, чем утренний.