М.Ф. ЛАРИОНОВ. Отдыхающий солдат. 1911

В русском искусстве 1910-х годов происходили активные поиски новых художественных средств, не связанных ни с традицией академической живописи, ни с эстетикой критического реализма второй половины XIX века. Для того чтобы найти новую эстетику, нужно было отказаться от основных принципов предшествующего художественного языка.

М.Ф. Ларионов был одной из ярких фигур среди бунтарски настроенной молодежи в начале 1910-х годов. Он служил в армии и создал свою знаменитую солдатскую серию. "Отдыхающий солдат" (1911) - центральное произведение этого цикла.

Отрицание ценностей культуры прошлого - главная тема картины. Художник отрицает пафос так называемого большого искусства, претендующего на роль учителя жизни, исповедующего высокие нравственные и духовные истины. Ларионов отвергает академические каноны, на которых строились представления о классической картине. Не случайна поза солдата - ироническая реплика композиций с лежащей обнаженной натурой.

Отрицание эстетики культуры прошлого происходит в этой картине даже на уровне цвета. Вместо утонченной цветовой гаммы и живописной техники, виртуозно воспроизводящей фактуру предметов, Ларионов утверждает нарочитую небрежность мазка и цвет, далекий от изысканной палитры. Именно утверждает. На самом деле художник виртуозно владел различными живописными приемами и, в том числе, импрессионистической техникой письма.

Словно малярной кистью он оставляет след краски на холсте и в то же время строго организует ритм мазков, на первый взгляд