Неизвестный иконописец XVIII века. Благовещение. XVIII век

Благовещение - один из двунадесятых христианских праздников, отмечаемый 25 марта (7 апреля). События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой, а также упоминание об этом событии можно найти в апокрифические сочинениях, возникших в раннехристианскую эпоху. В своём Евангелии Лука сообщает, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". (Лк.1:28-33). Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: "Да будет мне по глаголу твоему".

На ярославской иконе XVIII века изображена Богоматерь в длинном зеленовато-оливковом мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), принимающая от стоящего перед ней архангела Гавриила Благую весть о рождении от нее Спасителя. Мария сидит в кресле, а в руках она держит раскрытую книгу. Согласно церковному преданию, Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына". Фигура Марии, напуганной внезапным появлением божественного посланника, дана в сложном повороте, в котором ничего не осталось от статичности фигур на ранних иконах. Архангел Гавриил изображен дважды, фигура слева почти утрачена. Фигуры Богоматери и архангела Гавриила оттенены размещенными позади них постройками с прихотливыми завершениями.

Подобная иконография сложилась в XVII-XVIII веках под влиянием европейских образцов и если раньше художники изображали Богоматерь с прялкой в руках или у колодца, то теперь она встречает Ангела за чтением книги. Сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей. Движения архангела подчеркивают изящные складки его гиматия, не менее изящны складки хитона. С таким же тонким пониманием структуры драпировки написан мафорий Богоматери. Моделировка Гавриила и Марии лиц отличается особой мягкостью.

Композицию иконы завершает изображение бога Саваофа посылающего архангела Гавриила на землю. От руки изображенного в полукружии "Ветхого Деньми" идет прямой луч к деве Марии. Тем самым иконописец показал с предельной для его времени наглядностью, что "непорочное зачатие" произошло по воле Всевышнего. Колорит "Благовещения" отличается яркостью и декоративностью, что характерно для икон XVIII века.

Следует особо отметить, что изображение Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток "заключенных" дверях, которыми входит Господь.

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Апокрифы (от греч. - "скрытый, сокровенный"), отрече?нные кни?ги - книги, трактующие о предметах, содержащихся в священном Писании, но не признанные Церковью за боговдохновенные и даже иногда впоследствии запрещенные. Апокрифами называют книги неизвестного или сомнительного происхождения, а также те, которые представляют определённый интерес для личного чтения, но их боговдохновенность ничем не подтверждается. Такие книги хранили отдельно и не читали публично, поэтому их называли "скрытыми".

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке.

Евангелие (греч. - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.

Иконография (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Благовещение - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа; евангельское событие. Празднуется 25 марта - ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Это самый древний праздник в честь Девы Марии. Празднование Благовещения восходит к IV веку. История христианской - как западной, так и восточной - живописи отражает то огромное значение, которое имеет этот праздник: еще Иоанн Златоуст называл его "первым праздником" и "корнем праздников".

Богородица (Богоматерь,), Дева Мария - в христианской и исламской традиции - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии. Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церковное предание относит к 48 году н.э. Праздники, установленные в память о событиях из жизни Богоматери, входят в число основных двенадцати праздников христианской церкви (двунадесятые праздники).

Гиматий - (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

Мафорий(греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева