Работа со схемами.

В схемах в знаково-символической форме фиксируются основные результаты мышления (поиска). Поэтому, работая со схемами (составляя, прочитывая, преобразуя), важно учитывать не только элементы схемы, но и связи между элементами, их взаимное расположение. Сам характер связи и взаимного расположения элементов может говорить о многом. Примеры "правильного" и "неправильного" построения схемы, доработки схем до понятного, читаемого, краткого вида можно посмотреть в соответствующем фрагменте урока (выдвижение гипотез об изменениях воздуха в ходе дыхания).

Построенные однажды схемы должны использоваться в дальнейшей работе в качестве средства. При этом они могут "сокращаться" или "расширяться (усложняться)".
"Сокращение" схемы происходит в случае, когда какая-либо ее часть замещается новым элементом-заместителем. Такой вариант схемы может использоваться для решения задачи, в которой не требуется разворачивания содержания, стоящего за новым элементом.
"Расширение (усложнение)" схемы происходит в случае, если содержание, замещенное ранее одним элементом, прорабатывается настолько, что этот элемент может быть заменен новой отдельной схемой.

Опробование схем (конкретизация) осуществляется неоднократно. Схема, выстроенная по результатам анализа детских конструкций или полученная путем мысленного эксперимента, должна быть опробована на конкретных биологических объектах, для понимания устройства и функционирования которых она строилась.
Примером такой работы может служить фрагмент урока «Начинаем изучать устройство живых существ» (тема 7).