Комментарий методиста

В.И. Головановой к уроку

учителя истории и обществознания

С.И. Шубениниой

Класс – 11

Тема урока «Политический статус личности»

Тип урока - урок комплексного применения знаний;

Форма урока - ролевая игра.

 

Урок на тему «Политический статус личности» рассчитан на два часа. Первый час учитель использовала для усвоения новых знаний, второй урок посвящён комплексному применению знаний. Данная тема имеет значение не только для приобретения теоретического знания, но и для практического применения знаний в жизни. Ведь сегодня в нашей стране наблюдается увеличение степени пассивности молодого поколения по отношению к политике, к выборам, к защите своих прав и свобод. Поэтому данный урок  ставит цель привить навыки участия в политической жизни, не быть равнодушным к политическим процессам России.

Учитель использует на уроке разнообразные методы для достижения  данной цели, но основным приёмом является организация ролевой политической игры «Выборы». Она позволяет не только применить знания на практике, но и учит политическому поведению, политическому участию выпускников школы, которые вот уже через год приобретут политические права. Игра ставит учеников в определённые условия и заставляет «играть» по заданным правилам. Условность игры означает её двойственность, т.е. понимание нереальности настоящего момента, но и одновременно совпадение с жизненной реальностью в будущем. Те знания и навыки, которые учащиеся приобретают на данном уроке, станут для них ориентиром в их будущей политической жизни.

Учитель ставит следующую цель:

·                   Способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

 

Ход урока

 

1.                Вводное слово учителя

 

В начале своего занятия учитель сообщает ученикам о том, что данный урок является вторым уроком по теме «Политический статус личности». Он приводит слова М.Вебера и обращает внимание учеников на то, что политика – это «стремление участия во власти и оказания влияния на власть». В соответствии с этим понятием учитель ставит перед учениками цель урока, которая размещена на слайде компьютерной презентации. Учитель выясняет, что типичные политические роли возникают с 18 лет. Далее учитель сообщает план работы на уроке.

 

2.                Актуализация знаний учащихся

 

Для проведения политической игры необходимы определённые теоретические знания, полученные учениками в разделе «Политическая сфера». Учитель в общей беседе выясняет политические права граждан РФ, политические роли, понятие политической культуры, элементы избирательного права. После ответа учащихся на вопросы учитель предлагает проверить правильность ответов при помощи компьютерной презентации. Кроме того, актуализация теоретических знаний тесно связана с известной учащимся практикой. Так, учитель просит сравнить политические права РФ, как республики, и королевства Монако. Или при выяснении степени политической культуры учитель просит определить степень культуры человека, который ограничивает своё политическое участие лишь посещением избирательного участка один раз в четыре года. Обращает внимание на уголок избирателя, где помещена необходимая литература. И тут же вспоминают последние выборы  в Тюменской области в областную думу.

Данный этап урока подготовил учеников к проведению политической игры. Было проверено домашнее задание и усвоение знаний учащимися.

 

3.                Организационная подготовка к игре

 

Учитель сообщает ученикам о проведении на уроке ролевой политической игры. Он объясняет, почему выбран данный приём: пассивность молодёжи на выборах, использование властями разных способов завлекания молодых людей (лотерея), напоминание о гражданском долге.

Далее учитель использует классификацию политиков  М.Вебера, ученики пытаются определить тип политика, идущего голосовать на выборы, участвующего в работе политической партии.

При помощи слайда компьютерной презентации учитель объясняет этапы избирательного процесса и предлагает ученикам пройти их в классе во время игры «Выборы».

Преподаватель назначает выборы в молодёжную областную думу и предлагает избрать депутата от лицея № 34. Был избран член избирательной комиссии, который занял своё место и приступил к работе с документами. Класс разделился на два избирательных округа (происходит пересадка учащихся).

Таким образом, были проведены конкретные действия, которые подготовили учащихся к политической ролевой игре.

 

4.                 Политическая ролевая игра «Выборы»

 

Группы обсуждают кандидатуры и выдвигают их для участия в предвыборной борьбе. Член избирательной комиссии регистрирует в документах двух кандидатов, им выдаётся свидетельство.

Учитель нацеливает группы на составление биографической справки, программы кандидатов, предвыборной агитации на митинге, в теледебатах, изготовление печатной агитации.

Сначала кандидаты в депутаты знакомят избирателей со своей биографией. Они решили это сделать в процессе пресс-конференции. Данный приём оживляет игру, делает её насыщенной и интересной. Сразу же видна уверенность одного из кандидатов.

На следующем этапе игры группы обсуждают программы кандидатов, с которыми они выступают перед избирателями. Программы – разные по содержанию и по способу подачи аудитории. Напор кандидата от первого округа приводит в замешательство. Учитель задаёт вопросы кандидатам, пытаясь заставить их задуматься, принять неординарные решения. Это учит учащихся выходить из любой непредвиденной ситуации. Не всегда кандидаты с такими вопросами справляются, но возможность попадания в трудную ситуацию кандидатами может быть предусмотрена в будущем. Вопросы также задают представители групп конкурентов. В ходе обсуждения возникает мини-дискуссия.

Следующим этапом игры является митинг. Учитель даёт инструктаж по подготовке (лозунги, кричалки, использование печатной агитации), группам предоставляется минута для обсуждения. Далее группы по очереди выходят «на импровизируемую площадь» и представляют свою агитацию. Это самый эмоциональный момент урока. Но он показывает, что не все ученики готовы агитировать за своего кандидата, некоторые довольно пассивны.

Наступает самый главный момент игры – голосование. Учитель отступает от условностей и разъясняет ученикам правила голосования, причём он использует свой собственный опыт члена избирательной комиссии. Ученики с интересом узнают, как заполнять бюллетень для голосования, в каком случае он считается испорченным. И тут же учитель интересуется у учащихся: кто в марте 2008 года уже будет участвовать в выборах Президента РФ. Далее он объясняет принцип голосования в игре, показал настоящий ящик для голосования. Голосование началось. Пока каждый ученик по очереди подходит к члену избирательной комиссии, отмечает бюллетень и опускает его в ящик для голосования, учитель предлагает ученикам прослушать два подготовленных доклада. Первый посвящён теме «Политический лидер», ученик должен не только дать характеристику политическому лидеру, признакам популизма, но и оценить программы кандидатов с позиции популистских лозунгов. Ученик с данным заданием справляется. Кроме того, учитель просит учащихся назвать современных политических лидеров-популистов. Затем разговор переходит на выборы в Тюмени и обсуждению причин использования «грязных технологий». Второе выступление посвящено анализу программ кандидатов в депутаты молодёжного парламента с точки зрения содержания.  Анализ сделан, отмечены особенности двух программ, их политическая и социальная направленность.

Голосование закончилось. Член избирательной комиссии зачитывает протокол выборов. Итоги подведены. Игра закончилась.

Нужно сказать, что ученики познакомились на практике с этапами избирательного процесса, они теперь имеют представление о том, как проходят выборы в нашей стране. Учащиеся условно пока приобщились к политическому участию, но такие игры приводят к формированию стойких политических убеждений, а это значит, что в будущем молодёжь пойдет и проголосует за своё будущее.

 

5.                Рефлексия

 

На этом этапе урока учитель в общей беседе выясняет изменение политического статуса личности школьников в результате проведения игры. Ученики доказывают, что политическая ролевая игра привела к повышению политической культуры, используя памятку раздаточного дидактического материала. Разговор идёт об использовании прав и свобод граждан в ходе игры «Выборы», о первичной политической социализации личности в ходе данного урока. То есть учитель показывает логическую связь тех теоретических знаний, которые были у учеников, и практических умений и навыков, приобретённых в ходе игры. Учащиеся делают вывод о необходимости таких уроков, об их полезности.

Достигли ли ученики цели урока? Для выяснения данного вопроса учащиеся используют схему, помещённую на доске, вспоминают цель урока, знакомятся с вопросами программы по обществознанию по данной теме. Цель достигнута. Урок окончен.

 

 Рассматриваемый урок разнообразен по методическим приёмам, интересен, эмоционален, полезен для учеников. Он дал будущим гражданам политические знания, умения и навыки, необходимые в их политической деятельности, способствовал повышению политической культуры и политического самосознания. Отношения учителя и учеников строятся на педагогике сотрудничества: никаких нравоучений, учитель рядом с учениками, он их партнёр в получении знаний. Использование активных и интерактивных методов преподавания способствует формированию на уроке умений аргументировано высказывать свою точку зрения, логически мыслить, выделять главное, критически мыслить, давать оценку действиям и мнениям других.