Гуттенбрун Людвиг. Аллегория истории. 1770-е годы

Австрийский живописец Людвиг Гуттенбрун был учеником знаменитого немецкого художника Антона Рафаэла Менгса. В 1772 -1779 годы он работал в Риме вместе с учителем, повторяя, по его поручению, ватиканские фрески Менгса в технике масляной живописи. Поэтому именно Гуттенбруну известный коллекционер князь Н.Б.Юсупов заказал копию с особенно понравившейся ему фрески "нового Рафаэля", как восторженно называли Менгса современники.

Композиция представляет собой аллегорическое изображение Истории и связана с открытием римским папой Клементом XIV музея Истории. Олицетворением Истории является сидящая в центре женская фигура в лавровом венке. Ее атрибут - книга, в которую записываются важнейшие события. С неумолимой косой, символизирующей смерть, изображен бог времени Хронос. Двуликий Янус персонифицирует Прошлое и Будущее. Янус указывает на открытый проем - вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни. Летящая фигура крылатой Богини Победы с трубой - символом Славы, также указывает на вход в Музей Истории.

Картина позволяет коснуться очень важного вопроса, который часто интересует зрителей - о степени оригинальности того или иного произведения, о том, может ли копия представлять самостоятельную ценность как произведение искусства. В данном случае на этот вопрос следует ответить положительно. Людвиг Гуттенбрун должен был решить, при копировании знаменитой фрески своего учителя, те же живописные задачи, но в совершенно иной технике. Это значит, Гуттенбрун должен был использовать совершенно иные живописные приемы - те, которыми располагает техника масляной живописи.

Задача усложнялась, к тому же, большой разницей в размерах - ведь фреска занимала целую стену, а заказанная живописная копия с нее должна быть маленького "кабинетного" размера. Л. Гуттенбрун прекрасно справился с этой задачей - форма предметов построена пластично и свободно, все сложные ракурсы фигур композиции выверены и выдержаны.

Рафаэль Менгс также собственноручно повторил эту композицию в технике масляной живописи - его картина находится сейчас в городском музее Бассано (Италия).

Справочная информация

Менгс, Антон Рафаэль (1728-1779), немецкий художник и теоретик искусства, один из основоположников неоклассицизма (классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины XVII -1-й трети XIX вв., в отличие от классицизма XVII - начала XVIII вв.), которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Фреска - (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей. Ватикан - папское государство-город. Расположен в западной части Рима на правом берегу реки Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан - самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км., население ок. 1000 человек .

Климент XIV (лат. Clemens PP. XIV) - (в миру Лоренцо Джованни Винченцо Антонио Ганганелли (1705-1774) - папа римский с 1769 по 1774 годы.

Аллегория (греч. - иносказание) - в искусстве выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного образа.

Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) - в изобразительном искусстве постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознания и указывающий на его аллегорическое или символическое значение.

Копия ( лат.Copia - множество)- художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником. Копия (если она не используется с целью подделки) может отличаться от оригинала по технике и размерам, но должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала. Масляная живопись - вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Масляными красками пишут главным образом на холсте, а также картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами (станковая М. ж.), на известковой штукатурке (монументальная М. ж.). М. ж. в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности и динамики письма.

Юсупов, Николай Борисович (1750-1831). Князь, государственный деятель, дипломат, меценат. В 1783-1788 состоял на дипломатической службе в Турине, Венеции, Англии. После возвращения в Россию был директором Императорских театров(1791-1799) и управляющим (с1792) Императорским фарфоровым заводом, шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом. В 1797-1799 возглавлял Эрмитаж. После смерти Екатерины II много путешествовал, подолгу жил во Франции и Италии. Обладал одной из лучших в Европе частных картинных галерей. В первые десятилетия Х1Х века коллекция находилась в Петербурге, во дворце на Фонтанке. В 1810 году наибольшая часть коллекции переводится в подмосковное Архангельское. В 1837 году его сын, Б.Н. Юсупов, перевез значительную часть собрания в Петербург, во дворец на Мойке. В 1918-1925 там был открыт музей. В 1920-е годы часть фамильного собрания поступила в Эрмитаж, в Музей изящных искусств и ГМФ.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева