Франкен Франс II. И ангелы служили ему. Около 1615-1620

Франс Франкен II был самым знаменитым представителем династии фламандских художников. Первоначально он писал в маньеристическом стиле, но постепенно эволюционировал под воздействием творчества П.П. Рубенса. Это один из самых известных и плодотворных мастеров, работающий в начале XVII века - "золотого века" фламандской живописи, переживающей, под влиянием Рубенса, свой блестящий расцвет.

Стиль Франкена II отличает изящество композиции, богатство теплого колорита, элегантность форм. Он работал во многих жанрах, создавая небольшие и средние по размерам картины, часто на библейские, мифологические и исторические сюжеты.

Сюжет картины взят из Нового Завета (Матфей 4,11; Марк 1,13). После крещения Христос сорок дней постился в пустыне, где в конце этого срока Его трижды искушал дьявол. Всякий раз Христос отвергал Сатану, приводя слова Писания. "Тогда оставляет Его диавол, - и се, Ангелы приступили и служили Ему". В зеленом оазисе пустыни Христос окружен ангелами, которые несут воду, чтобы Он умыл руки, блюда и корзины с фруктами.

Художник передает в картине ощущение праздника, торжественности, совершенной гармонии. Главный инструмент мастера - цвет: с помощью взаимно отражающихся красочных рефлексов он сумел в полумраке леса передать поистине божественный свет, показать уголок рая на земле. Свет то холодный, серебристый, отражаемый белой скатертью и отливающий перламутром на крыльях ангелов, то теплый, "зажигающий" пламенеющие желтые, красные, оранжевые одежды, создающий повсюду - на крыльях ангелов, на земле, стволах деревьев - горячие цветные рефлексы. Цвет в картине звучит как торжественный гимн, как ликующая песнь ангелов.

Франс Франкен II работал в тесном сотрудничестве со многими художниками, привлекая, как правило, для написания фона - пейзажа или интерьера - других мастеров. Сам он обычно писал только фигуры. Такая узкая специализация художников была очень распространена во Фландрии XVII века.

Надпись на обороте содержат сведения о сложнейшей реставрации, которую перенесла картина "И ангелы служили Ему" еще в 1892 году. Реставратор Императорского Эрмитажа Иван Сидоров перенес живописный слой картины со старого, обветшалого холста на новый. Тогда, в конце XIX столетия, такая реставрация по переводу живописи со старой, обветшалой основы (холста или дерева) на новую была очень популярна.

Справочная информация

Колорит (от лат. color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Реставрация (от лат.Restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных (временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями), возвращение, по возможности, первоначального облика этих произведений с целью сохранить их историческое и художественное значение.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет света и цвета на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Сидоров Иван - реставратор, работал в последней трети XIX века в отделе технической реставрации Эрмитажа. Один из трех братьев, с именами которых связаны самые массовые переводы живописи на новую основу в истории эрмитажной реставрации.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическим

и тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева