Таврический дворец является не только шедевром отечественного зодчества, но и одним из лучших и крупнейших дворцов Европы. Здание было сооружено в 1783–1789 годах по проекту архитектора И.Е. Старова. Оно имеет строго осевую композицию; в глубине двора расположен главный вход с шестиколонным римско-дорическим портиком. Этот вход ведет в центральный корпус с парадными залами, которые вели в зимний сад дворца, обращенный в сторону парка.

Наружная архитектура дворца отличается суровой простотой. Главный корпус здания, подчеркнутый портиком с фронтоном и мощным куполом противопоставлен более низким флигелям и господствует в ансамбле. Для главного и садового фасадов были выбраны различные ордера – строгий дорический для первого и изысканный ионический для второго.

Величавая простота внешнего вида дворца контрастировала с великолепием его парадных залов, создавших Таврическому дворцу мировую славу. Особенно эффектными были следующий за вестибюлем восьмигранный купольный зал, примыкающий к нему своей длинной стороной колонный зал (Большая галерея) и, наконец, обширный прямоугольный в плане зимний сад с полукруглым выступом.

Большая галерея (Екатерининский зал) отличалась своими размерами, была самым просторным дворцовым помещением XVIII века. Ширина галереи составила 74,5 метра, длина – 14,9 метра. Внутри ротонды зимнего сада была помещена мраморная статуя Екатерины II (“Екатерина – законодательница”) работы Ф.И.Шубина.

Купольный зал богато декорирован. По углам стоят облицованные фаянсом и расписанные в различные цвета печи. Им отвечают овальные медальоны со скульптурой, размещенные на парусах сводов. Внутренний купол ротонды представляет собой подвесной зеркальный свод, расписанный гризалью рядами кессонов, уменьшающихся к центру и создающих иллюзию сферического купола (гризаль – одноцветная живопись черной, белой, серой или коричневой краской, применяемая преимущественно для росписей, имитирующих скульптуру).

Остальные помещения Таврического дворца (танцевальный и концертный залы, библиотека, гостиные, жилые и служебные помещения и т. д.), не связанные по своему назначению непосредственно друг с другом, не образовывали столь строгого композиционного порядка, как помещения центральной группы.