Андрей Рублев

(около 1360 – 1428/1430)

 

       Андрей Рублев – величайший художник Древней Руси, творчество которого приобщено к сокровищнице лучших созданий человечества. Исторические сведения об Андрее Рублеве крайне скудны, но имя великого мастера, упоминания о его творениях встречаются в древних письменных источниках в течение столетий, что свидетельствует о признании его таланта современниками и потомками.
       Андрей Рублев жил в эпоху, которая была отмечена величием героического напряжения сил к борьбе за свержение татаро - монгольского ига и в борьбе за государственное объединение Руси. Это была эпоха неисчислимых жертв – «бедное и нужное время» по словам летописца. И это было время героических подвигов, когда проявилась способность русских людей жертвовать собой во имя общего дела. Об этом ярко свидетельствуют слова автора «Задонщины»: «Князи и бояря, и удалые люди, оставляйте вся домы своя и богатства, жены и дети, и скот, честь и славу мира сего получити, главы своя положите за землю Русскую и за веру христианскую». Успех, одержанный соединенными силами русской рати на Куликовом поле в 1380 году, стал событием огромного значения, поднявшим дух русских людей, давшим надежду на лучшие времена, оставившим след в жизни каждого русского человека, который жил в ту эпоху.
       Рублев вырос в годы, озаренные великой победой русского народа на Куликовом поле. Предполагаемая дата рождения Андрея Рублева около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Мы ничего не знаем о месте рождения, ни о его происхождении. Современные исследователи единодушны в том, что как художник, он сложился на Московской земле. Имя Андрея Рублева впервые упоминается под 1405 годом в Троицкой летописи, где говорится, что он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенскую церковь в Московском Кремле: «тое же весны почаша подписывати церковь каменую Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастера бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». (Напомним, что только признанные мастера, выполнявшие особо ответственные заказы, изредка упоминались летописцами). Из текста следует, что незадолго до этого (1405 год) иконописец принял монашеский постриг, так как в тексте он назван «чернецом» (так именовали новопостриженных монахов), и что он был младшим из упомянутых мастеров, поскольку назван последним. (Роспись не сохранилась. Уже в 1416 г. придворная Благовещенская церковь была перестроена, а в 1485 – 1489 гг. ее сменил ныне существующий собор).
       Второе летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1408 году в связи с работой в древнем Успенском соборе города Владимира. По почину Великого князя Московского Василия Дмитриевича: «мая 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святые Богородицы, иже во Владимире … а мастеры Данило – иконник да Андрей Рублев». Как следует из летописи, росписи Успенского собора были выполнены Рублевым совместно с Даниилом (в силу старшинства Даниила, его имя поставлено на первое место). С этого года мы знаем о тесной духовной связи двух иконописцев «содругов» и «сопостников», которая продолжалась около двадцати лет до самой их смерти.
       От росписей 1408 года в Успенском владимирском соборе сохранились фрагменты фресок, главным образом, большая композиция «Страшный суд», расположенная на сводах, столбах и арках под хорами в западной части храма. Напротив фресок с изображением «Страшного суда» высился созданный Рублевым и Даниилом огромный иконостас. Иконы из иконостаса, были обнаружены в 1918 году в церкви села Васильевского, куда они были перенесены в XVIII веке. В настоящее время огромные высотой более трех метров иконы деисусного чина и меньшие по размеру иконы праздничного чина хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
       Далее, после 1408 года и до середины 1420-х годов мы ничего не знаем о Рублеве. Cведения о последних работах Рублева содержатся в разных редакциях «Житий» Сергия Радонежского и его ученика Никона, составленных в XVI – XVII веках. Согласно этим текстам, в 1420-е годы Андрей Рублев с Даниилом и артелью пишет фрески и иконы в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря под Москвой. (Роспись Троицкого собора времени Андрея Рублева не сохранилась, так как в 1635 году ввиду ветхости была заменена новой). Сохранившийся в Троицком храме иконостас принадлежит рублевской эпохе. Иконостас Троицкого собора был одним из первых высоких многоярусных иконостасов на Руси (наряду с иконостасами Благовещенского собора в Московском Кремле и Успенского владимирского собора). Возникновение высокого (состоящего из нескольких рядов икон, отделяющего алтарь от основной части храма) иконостаса на Руси относится к концу XIV – началу XV веков. Начиная с XV века, высокий многоярусный иконостас становится обязательной частью интерьера каждого храма.
       Для местного ряда Троицкого иконостаса Андреем Рублевым был создан храмовый образ – икона «Троица». Самое знаменитое из его произведений – эта икона по праву считается одним из наиболее совершенных произведений мирового искусства. Икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника – игумена Никона. Сюжет иконы основан на библейском повествовании из 18-ой главы «Книги Бытия» о явлении праведному Аврааму Божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось Божество в трех лицах.
       Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Склоненные друг к другу в безмолвной беседе, очерченные плавным, гибким контуром, фигуры образуют замкнутый круг – символ вечности и единства. Прекрасен высветленный, прозрачный колорит «Троицы».
       Во времена Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, мира и готовности принести себя в жертву. Мировоззрение иконописца сформировалось под влиянием идей преподобного Сергия Радонежского – выдающегося деятеля четырнадцатого столетия, сыгравшим огромную роль не только в духовной, но и политической жизни своего времени. Основав монастырь и поставив церковь во имя Троицы преподобный Сергий верил, что «взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед рознью мира сего».
       Среди произведений, автором которых специалисты считают Андрея Рублева (хотя это и не подтверждается документальными сведениями) следует прежде всего назвать иконы из так называемого «Звенигородского чина». Из семи икон Деисуса сохранились три иконы: Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Они были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора «на Городке» в Звенигороде. Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором (с греч. – основатель, учредитель) которого был князь Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского.
       Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита. Свет излучают золотые фоны и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, голубые, розовые, оливково-зеленые тона одежд.
       Кисти Рублева приписывается и роспись Успенского собора «на Городке» в Звенигороде (фрески сохранились крайне фрагментарно).
       Андрея Рублева также считают автором миниатюр некоторых знаменитых рукописных книг, в первую очередь нужно назвать Евангелие Хитрово (1400 – 1405?). Для какого храма Евангелие было создано неизвестно, предположительно, для одного из кремлевских соборов; названо по имени своего владельца – боярина Богдана Михайловича Хитрово, который получил его в дар от царя Федора Алексеевича.
       «Житие Сергия Радонежского» повествует, что в конце жизни Андрей Рублев и Даниил были устроителями каменного Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, который они украсили росписью (Роспись не сохранилась за исключением двух небольших фрагментов с орнаментами на откосах оконных проемов алтаря, обнаруженных в процессе реставрации собора в 1952 году).
       В 1947 г. Спасо-Андроников монастырь, где жил, работал и нашел упокоение иконописец, был основан музей-заповедник имени Андрея Рублева – почтительная дань потомков великому художнику.
       В сентябре 1960 году по решению ЮНЕСКО было широко отмечено шестисотлетие со дня предполагаемого рождения великого живописца, первым из русских художников удостоившегося юбилейных чествований во всемирном масштабе.
       Письменные источники донесли до наших дней драгоценные штрихи удивительно светлого образа Андрея Рублева. Он характеризуется как «чудный добродетельный старец и живописец», как человек «к себе любовь великую стяжавший», «всех превосходящий мудростью великой и в добродетелях совершенный инок». Подчеркивалось его смирение, вероятно, потому, что это было отличительной чертой его характера. Предание рассказывает о том, что Андрей Рублев и Даниил любили рассматривать произведения живописи, углубляясь в их созерцание: «на самый праздник Светлого воскресения на седалищах сидя и перед собой имею божественные и всечестные иконы», на них «неуклонно зряше, исполняясь радости и светлости», и так поступали и в прочие дни, «егда живописательству не прилежаху».
       В 1988 году «за святость жизни и подвиг иконописания» Андрей Рублев был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.