Поурочное планирование

учебных занятий на основе использования набора ЦОР к учебнику
Шубина А. В. «Новейшая история, зарубежных стран. ХХ век. 9 класс»

Название урока
§§

1.

Мир накануне Первой мировой войны

§1

2.

Первая Мировая война

§2

3.

Революционная волна после Первой мировой войны

Версальско-Вашингтонская система мира

§3

§4

4.

Страны Запада в 1920-х гг.

§5

5.

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

§6

6.

Национально-освободительное движение в странах Востока

§7

7.

Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

§8

8.

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский фашизм

§9

9.

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании

§10

10.

Начало Второй мировой войны

§11

11.

Вторая мировая война: СССР и союзники

§12

12.

Разгром Германии и Японии

§13

13.

Урок обобщения и повторения «Мир в 1900–1945 гг.»

 

14.

Начало «холодной войны»

§14

15.

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

§15

16.

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940–1970 гг: войны и революции

§16

17.

«Разрядка»

§17

18.

Возникновение «Общества потребления»

§18

19.

Массовые народные движения 1960-х гг.

§19

20.

Изменения в жизни стран Запада в 1970–1990 гг.

§20

21.

Достижения и кризисы «реального социализма»

§21

22.

Коммунистические режимы в Азии

§22

23.

Перестройка в СССР и крушение социалистической системы

§23

24.

Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение

Реформы и диктатуры в странах Латинской Америки

§24

§25

25.

Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор путей развития

§26

26.

Ближний и Средний Восток

§27

27.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

§28

28.

Япония и «тихоокеанские драконы»

§29

29.

Многополярный мир

Мир на грани тысячелетий

§30

§31

30.

Урок обобщения и повторения «Мир во второй половине ХХ в.»

 

 

На изучение Новейшей истории Программой отводится не менее 24 часов. Курс начинается с 20-х гг. ХХ в., уроки на изучение Первой мировой войны (3 часа) переведены из количества часов для 8 класса (согласно новой программе эти темы будут изучаться именно в 8 классе). 3 часа добавлены из резерва учебного времени, в котором по 9 классу предусмотрено 10 часов.

В поурочном планировании некоторые ячейки с ЦОРами, имеющие отношение к нескольким параграфам и темам, выделены цветом.


Урок 1.

Мир накануне Первой Мировой войны.

Вопросы вводной части урока:

1.      Что такое «индустриальная цивилизация»?

2.      В чем состоит сущность рабочего вопроса в конце XIX в.

3.      Кто такие либералы и консерваторы?

4.      Что такое «колониализм»?

 

Изучение темы предполагается в виде рассказа учителя с использованием предлагаемых ЦОР.

Вначале следует повествование о характерных особенностях индустриальной цивилизации. Используются следующие объекты:

Индустриальная цивилизация

Текст

Используется для формирования понятия. Можно подвести к нему учеников в ходе эвристической беседы, чтобы знание не было «поданным на блюде», а, так сказать, добытым с определенной долей самостоятельности.

Демографический взрыв

Текст

Понятие вводится в ходе изучения особенностей индустриального общества, одним из последствий которого он («взрыв») и является.

Империализм

Текст

Также объясняется в ходе работы над темой «индустриальное общество». Здесь следует обратить внимание на неизбежность данного этапа в истории человечества: случившийся бурный экономический рост Европы и Америки во много обусловлен именно колониальной эксплуатацией отстающих территорий. Более того, без этого он был бы почти невозможен при тогдашнем уровне технологии: промышленное производство в те времена зачастую могло быть прибыльным только при наличии дешевого (иногда – очень дешевого) сырья и «незатоваренных» огромных рынков сбыта. И первым, и вторым для индустриальных держав первой волны были колонии…

Научно-техническая революция

Модель (анимированная схема)

Технический прогресс на рубеже веков неузнаваемо изменил мир.

Далее следует демонстрация анимированной схемы

Вопросы:
1. Что явилось следствием освоения электричества?

2. В каких еще областях, кроме связи, это произвело переворот?

3. Какие еще «прорывы», кроме электричества и двигателя внутреннего сгорания, вы могли бы привести в качестве примеров технологического рывка в начале ХХ в.?

Аэроплан братьев Райт

Фото

Аэроплан, созданный американскими конструкторами У. и О. Райт, произвел свой первый полет длиной всего в несколько сотен метров в 1903 г. Кто бы мог подумать, что спустя всего десятилетие, авиация перестанет быть просто аттракционом, а через 20 лет многие города Европы и Америки свяжут первые авиалинии.

Фрагмент фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда»

Видео

Новым «технологическим» видом искусства стало кино.

 

Бурное развитие промышленности привело к появлению рабочего вопроса

Рабочий вопрос

Текст

Понятия вводятся в ходе объяснения темы.

Стачка (забастовка)

Текст

Социал-демократы

Документ

Работа с документами, выяснение особенностей каждого из течений. Предлагается сравнить их по следующим критериям:

  1. Отношение к государству
  2. Что превалировало в установках теоретиков обеих течений: борьба за экономические или политические права?
  3. Каким образом и когда предполагался переход общества к социализму? Каков был идеал социал-демократов, и чем он отличался от анархо-синдикалистского?

Анархо-синдикалисты

Документ

Социал-демократы

Текст

Ввод понятий и определений (после работы с документами).

Анархо-синдикалисты

Текст

 

После рассмотрения вопросов отношений классов индустриального общества переходим к рассмотрению межнациональных проблем – они, увы, присущи обществу любому и любой формации…

 

Национализм

Текст

Понятия водятся в ходе изучения темы.

Шовинизм

Текст

Пацифизм

Текст

Балканские войны

Иллюстрация (карта)

Балканские войны стали первым военным столкновением на территории Европы в начале нового века. Главной их причиной, помимо территориальных споров, стали и проблемы межнациональных отношений. Кстати, многие из этих проблем не решены и по сей день. (Здесь можно связать историю с нынешним днем – предложить назвать нынешние проблемы Балкан (Косовский кризис, притихшие, но не угасшие совсем другие межнациональные распри…).

Европа накануне Первой мировой войны

Модель (Анимированная схема)

Демонстрация флэш-карты и схемы. Вопросы:

  1. Почему военные блоки сложились именно в таком составе?
  2. Назовите основные зоны противоречий между европейскими державами.

Военные блоки в Европе

Модель (анимированная схема)

Антанта

Текст

Тройственный союз

Текст

Мир накануне Первой мировой войны

Иллюстрация (карта)

Разъяснение нового материала, наглядность, самостоятельная работа.

Франко-русское соглашение

Текст

Работа с документом. Вопросы:

  1. При каких условиях союзники должны были начать военные действия?
  2. Каковы временные рамки договора?

Повторение и закрепление возможно в ходе компьютерного тестирования

Мир накануне Первой мировой войны

Тест/задача

Контроль, повторение и закрепление.

 

Домашнее задание: § 1 учебника. Задание 2 (стр. 15) выполнить письменно в тетради.


Урок 2.

Первая Мировая война.

Проверка домашнего задания. Выяснение причин Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны

Модель (Анимированная схема)

Возможно использование в ходе проверки домашнего задания – либо как «общего знаменателя» ответов учеников, либо как конспекта для развернутого ответа. Например, ученики могут «распространить» пункт «Борьба за передел мира», назвав конкретные точки противоречий.

Первая Мировая война

Модель (интерактивная карта)

Лучше использовать «фрагментарно», при объяснении отдельных этапов войны. Для удобства она и разбита на отдельные «кадры» флэш-анимации. Возможно самостоятельное изучение темы с помощью данного ресурса: вначале ученики работают с картой, затем отвечают на вопросы. Примерные вопросы:

  1. Назовите фронты Первой Мировой войны.
  2. Где и в ходе какого сражения были остановлены немецкие войска в 1914 г. на Западном фронте. (Битва на Марне)
  3. Русские войска на Восточном фронте вели боевые действия на двух направлениях. Где они были более успешными в 1914 г. (Наступление в Галиции. Наступление в Восточной Пруссии закончилось поражением армии генерала Самсонова)
  4. Что стало поводом для вступления в войну Османской империи. (пропуск германский броненосцев в Черное море и обстрел ими российских баз на побережье).
  5. Каковой была стратегия Германии на 1915 г. (наступление на Русском фронте с целью вывода России из войны как наиболее слабого члена Антанты)
  6. Назовите главные морские сражения Первой Мировой войны. (Битва у Доггер-Банки (1915), Ютландское сражение (1916))
  7. Какая страна состояла в одном военном блоке, но вступила в войну на стороне другого? (Италия)
  8. В ходе Первой мировой войны были применены новые средства поражения и ведения войны. Где, когда и кем это было впервые сделано, что это за средства? (газ, танки)
  9. Появление какого союзника лишь ухудшило положение Антанты на Русском фронте? (Румыния, 1916 г.)
  10. Что дало возможность Германии собраться с силами и начать последнее наступление весной 1918 г.? (революция в России)
  11. Что такое «линия Гинденбурга»?

 

Возможно также проверить знания при помощи заданий по типу контурных карт (см. ниже).

Задания на контурных картах

Флэш-задания

Проверка знаний после изучения темы по интерактивной карте, либо просто проверка знаний в конце урока (составная часть такой проверки).

Видео

 

Иллюстрация темы при объяснении темы учителем, можно предварить ею урок, для создания образа эпохи. «Немая» хроника очень этому способствует. При демонстрации хорошо бы останавливаться на ключевых кадрах (Франц-Фердинанд, Франц-Иосиф, Сараевское убийство и др.) давая минимум информации по ним для того, чтобы они «отпечатались» в памяти. А уж потом, с опорой на это первое впечатление, «распространить» его на уроке, добавив информацию в ходе изучения темы.

План Шлиффена

Текст

Возможно обращение к тексту в самом начале урока, при объяснении стратегии сторон. Впоследствии можно использовать как подсказку, в случае необходимости.

Позиционная война

Текст

Используется при объяснении ситуации, сложившейся к концу 1914 г. Можно проиллюстрировать определение фотографиями 23, 24. (Западный фронт. В немецких/французских окопах.»

Четверной союз

Текст

Используется при объяснении ситуации, сложившейся к исходу 1915 г. Следует обратить внимание, что Четверной союз хоть и пришел на смену Тройственному, однако ж ситуация складывалась не по формуле 3+1, а, скорее, 3–1+2.

Документальные фотографии

Фото

Используются для иллюстрации темы в ходе объяснения материала. Фото «Газовая атака», «Жертвы газовой атаки», «Английский танк» применяются при рассказе о новых средствах поражения и ведения войны, «Салоникский фронт» – при изучении событий 1915 г. (эвакуация сербской армии и высадка союзников в Салониках).

Компьенское перемирие

Документ

Работа с текстом документа. Примерные вопросы:

  1. Ст. 2 – Как вы думаете, с оставлением каких территорий из перечисленных немцам было смириться труднее всего? (Эльзас и Лотарингия, т.к. они с 1871 г. входили в состав Германской империи)
  2. Ст. 15 – Что это за договора, упоминаемые в тексте статьи? С кем, когда и на каких условиях они были заключены?
    Бухарестский – с Румынией в 1917 г. Румыния вышла из войны и согласилась на потерю части территории.
    Брест-Литовский – с Россией в 1918 г. Россия заключила сепаратный мир, согласившись на потерю значителных территорий (Прибалтика, Украина, Западная Белоруссия и т.д.)
  3. Ст. 22 – Чем было вызвано включение в текст перемирия этой статьи (подводной войной Германии против торгового судоходства Антанты).

Франц-Фердинанд

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями.

Вильгельм II

Иллюстрация, определение

Николай II

Иллюстрация, определение

Первая Мировая война.

Тест-задача

Используются для контроля и закрепления знаний в конце урока. Возможно использование в комплекте с заданиями по контурным картам.

Историческая задача I (по теме «Революционная волна после Первой мировой войны»)

Флэш-задание

 

Домашнее задание: § 2 учебника, задание 1 (стр. 24) выполнить письменно в тетради.


Урок 3

Революционная волна после Первой Мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мира

Первая Мировая война привела подъему революционного движения во всем мире.

Революция

Определение

Работа с терминами, закрепление понятий

Революционная волна после Первой Мировой войны.

Модель (интерактивная карта)

Данная модель может стать основой для изучения темы. Можно использовать при объяснении учителя, или в ходе самостоятельной работы. Предлагаемые вопросы для контроля:

  1. Какие государства прекратили свое существование после Пеервой мировой войны.
  2. Где еще, кроме России, пытались взять власть коммунисты?

Карл Либкнехт

Иллюстрация, определение

Использование в ходе объяснения нового материала – информация по историческим личностям, оказавшим влияние на события.

Роза Люксембург

Иллюстрация, определение

Мустафа Кемаль

Иллюстрация, определение

Бела Кун

Иллюстрация, определение

Ф. Эберт

Иллюстрация, определение

Немецкая революционная открытка

Рисунок

Используются также в ходе изучения нового материала. Задача – создание образа эпохи. Можно предложить сопоставить открытку с советскими плакатами – что было неприемлемо для тогдашней России (ангел с венком, некая пасторальность изображения вообще…)

Плакат венгерской революции

Рисунок

Веймарская республика

Определение

Используется при рассказе о событиях Ноябрьской революции в Германии.

Конституция Веймарской республики

Документ

Самостоятельная работа с документом. Вопросы:

  1. Чтобы вы привели в качестве примера неизжитого еще деления Германии на некогда независимые земли? (ст. 5, 17 – явное указание на федерализм нового государства).
  2. Что является источником власти согласно Конституции?

Коминтерн

Определение

Работа с терминами и историческими понятиями.

Исторические фотографии

Рисунки

Используются при объяснении соответствующих тем для иллюстрации исторических процессов

Карта раздела Османской империи

Карта

Используется при рассказе о Кемалистской революции. Можно задать вопросы:

  1. Какие территории были отторгнуты от Османской империи в результате поражения в войне?
  2. Чем отличаются условия Стамбульского мирного договора от Лозаннского?

Революционная волна после Первой Мировой войны.

Тест-задача

Используется при организации повторения и закрепления в конце урока.

 

Конец Первой мировой войне положило Компьенское перемирие. Однако оставалось множество вопросов, которые требовали решения. Причем ясности с послевоенным устройством Европы не было: противоречия имелись даже среди победителей. Первым свое видение его представил президент США Вудро Вильсон.

 

Вудро Вильсон

Иллюстрация, определение

Объяснение новой темы

14 пунктов Вильсона

Текст, документ

Работа с историческим документом, вопросы:

  1. В свое время большевики выдвинули следующий лозунг: «Мир без аннексий и контрибуций». В чем «14 пунктов» сходны с ним, в чем – отличны от него?
  2. Со всем ли изложенным в программе Вильсона могли согласиться «старые» державы Антанты?

14 пунктов Вильсона

Текст, определение

Аннексия

Текст

Объяснение темы, раскрытые смысла лозунга «Мир без аннексий и контрибуций»

Контрибуция

Текст

 

Вместе с тем противоречия среди победителей проявили себя уже на Парижской мирной конференции, созванной в январе 1919 г.

 

Ж. Клемансо

Иллюстрация, определение

Объяснение новой темы.

Л. Джордж

Иллюстрация, определение

 

Результатом работы конференции для Германии стал Версальский мирный договор, фактически навязанный Германии победителями.

 

Версальский мирный договор

Определение

Объяснение новой темы.

Версальский мирный договор

Документ

Работа с документом. Вопросы:

  1. Какие территории отторгались от Германии?
  2. Какие ограничения накладывал договор на Германию в военной области?
  3. Каким образом Германия должна была компенсировать ущерб, нанесенный военными действиями?
  4. Какие шаги предприняли союзники для гарантии выполнения Германией условий мирного договора?
  5. Какой орган учреждался для предотвращения войн в дальшейшем? Какие меры мог он предпринять для поддержания мира?

Доктрина Монро

Определение

Упоминание о том, как изменилась позиция США вследствие общественных настроений в американском обществе. «Доктрина Монро» как фактический отказ от идей «14 пунтков»

 Отношения с другими членами Четверного союза были урегулированы рядом договоров, которые очень изменили карту Европы.

Карта Европы после Первой мировой войны

Модель (интерактивная карта)

Дальнейшая работа может быть организована по интерактивной карте (самостоятельно или в качестве иллюстрации к рассказу учителя). Контрольные вопросы:

  1. Какие новые независимые государства появились на карте Европы? В состав каких империй они входили ранее?
  2. Назовите новое государство, включившее в себя части сразу трех «старых» империй? (Польша)

 

За рамками Версальской системы осталась Россия, охваченная в то время Гражданской войной. Первой попыткой возвращения ее в мировое сообщество стала Генуэзская конференция.

 

Генуэзская конференция

Определение

Объяснение темы, знакомство с явлением.

Г. В. Чичерин

Иллюстрация, определение

Иллюстрация темы – при рассказе учителя о Генуэзской конференции

Рапалльское соглашение

Определение

Рассказ учителя о «Рапалльском прорыве». Вопрос: почему именно Германия и Россия пошли на это двухстороннее соглашение?

Рапалльское соглашение

Документ

 

В 1921 г. международная конференция собралась уже в Вашингтоне. На ней обсуждались вопросы урегулирования международных отношений в бассейне Тихого океана, а также урегулирования морских вооружений.

 

Вашингтонский договор

Определение

Объяснение темы, знакомство с явлением.

Схема водоизмещения флотов по решениям Вашингтонской конференции

Модель (интерактивная схема)

Иллюстрация темы: соотношение морских вооружений среди ведущих мировых держав

 

Версальско-Вашингтонская система.

Тест-задача

Контроль знаний и закрепление.

Образование новых государств

Флэш-задание

 

Домашнее задание: §§ 3, 4 учебника, составить в тетради таблицу послевоенных изменений в Европе по образцу:

 

Страны, понесшие территориальные потери

Что потеряли

Новые государства

Из каких выделились

 

 

 

 

 


 

Урок 4

Страны Запада в 1920-х гг.

 

Страны Запада
в 1920-х гг.

видео

Можно предварить урок видефайлом, с целью эмоциональной «настройки» на эпоху.

 

В первой половине 20-х гг. острота кризиса, вызванного войной, спала, страны Запада вступили в полосу стабилизации, а затем и экономического роста. Однако ученые-экономисты понимали, что неконтролируемый рост чреват кризисом вследствие цикличного характера развития рыночной экономики, и искали пути решения данной проблемы.

 

Экономический бум

определение

Используются при объяснении тем «Послевоенная стабилизация» и «Экономический бум». Работа над терминами и понятиями

Кейнсианство

определение

Средний класс

определение

 

Вследствие бурного экономического роста увеличивалась и численность рабочего класса. Социальные конфликты не ушли в прошлое, несмотря на послевоенную стабилизацию.

 

Н. Сакко, Б.Ванцетти

Фото, определения

Работа над темой «Рост влияния социалистических партий и профсоюзов»

 

20-е гг. стали временем ломки многих традиций в искусстве и культуре. Вместе с расцветом новых форм (кино), менялись зачастую и старые, появлялись новые течения.

 

Фрагмент фильма с Ч.Чаплиным

видео

Фрагмент фильма с Ч.Чаплиным – предваряет тему «20-е гг. – эпоха расцвета «немого» кино. Образ «маленького» человека в кинематографе

Авангард

Текст (определение)

Работа с терминами

Функционализм (в архитектуре)

Текст (определение)

Часовня Ле Корбюзье

Иллюстрация

 

Небоскреб 20-х гг. (Эмпайр стейт билдинг)

Иллюстрация

 

Ле Корбюзье

Иллюстрация, определение

 

Э.М.Ремарк

Иллюстрация, определение

 

Э.Хэмингуэй

Иллюстрация, определение

 

О.Шпенглер

Иллюстрация, определение

 

Э.Хэмингуэй

Иллюстрация, определение

 

Б.Брехт

Иллюстрация, определение

 

П.Пикассо

Иллюстрация, определение

 

С.Дали

Иллюстрация, определение

 

Картина П.Пикассо

Иллюстрация

Демонстрация картин художников может сопровождаться организацией краткой дискуссии по ним.

  1. Впечатление от картин.
  2. Как считаете, чем вызвано появление подобных образов?

Картина С.Дали

Иллюстрация

 

Несмотря на все противоречия, казалось, мир больше не опустится до ужасов всеобщей войны. Во всяком случае, идеи этого преобладали в обществе. Закономерным воплощением этих идей стал Пакт Бриана-Келлога

 

Пакт Бриана-Келлога

определение

Информация о событии

Пакт Бриана-Келлога

Документ

Работа с документом. Вопрос: в чем основная идея документа?

 Проверка знаний и закрепление организуется по вопросам теста

Страны Запада
в 1920-х годах.

Тест-задание

Контроль и закрепление

Темпы экономического роста ведущих стран
в 20-е гг.

Флэш-задание

 

Домашнее задание: § 5 учебника, задания 2, 3 (стр. 54)

 


Урок 5

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

Контроль домашнего задания: по вопросам на стр. 54.

Экономический рост не привел автоматически к усилению демократических тенденций во всех странах Европы. Там, где для этого не было необходимых условий (в основном это касается средне- и слаборазвитых стран) стали устанавливаться авторитарные режимы

Авторитарный режим

Определение

Работа с терминами

Ю.Пилсудский

Иллюстрация, определение

Используется при рассказе о режиме «санации» в Польше

 

Однако авторитарные режимы, при всей своей недемократичности, не обладали значительным запасом прочности, потому как не имели прочной опоры среди населения. Проблему эту попытались решить создатели тоталитарных режимов.

 

Тоталитарный режим

Определение

Работа с терминами

Фашизм

Определение

Б. Муссолини

Иллюстрация, определение

 

Выступление
Б. Муссолини

Документ

Работа с документом. Вопросы

  1. Какие главные задачи выдвигает Муссолини для Италии?
  2. В чем идеи его противоположны идеям социал-демократов?
  3. Каково его отношение к демократии и либеральным ценностям?

Итальянские фашисты

иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Фашистский плакат

Иллюстрация

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

Тест-задача

Контроль и закрепление полученных знаний

 

Домашнее задание: § 6 учебника, задания 2,3


Урок 6

Национально-освободительное движение в странах Востока.

 

Наряду с революционной волной, охватившей Европу, пик национально-освободительного движения переживали и страны Востока. Особенно мощным оно было в Китае и Индии.

Синьхайская революция

Определение

Ввод нового материала, работа с историческими понятиями

Сунь Ятсен

Иллюстрация, определение

Знакомство с персоналиями

Юань Шикай

Иллюстрация, определение

Чан Кайши

Иллюстрация, определение

Мао Цзедун

Иллюстрация, определение

Гоминьдан

Определение

 

Документ (письмо Сунь Ятсена о движении 4 мая)

Документ

Работа с документом. Вопрос:

  1. О каком движении здесь идет речь?
  2. Кто стоял у его истоков (какие социальные группы)?
  3. Какова цель этого движения?

 

Другим центром борьбы за суверенитет стала Британская Индия.

 

М.Ганди

Иллюстрация, определение

Ввод нового материала, работа над терминами

Дж. Неру

Иллюстрация, определение

ИНК

Определение

Документ (Обращение Ганди к народу)

Документ

Работа с документом. Вопросы:
1. Каковы особенности национально-освободительного движения в Индии?

2. Какие требования к нации,  желающей добиться самоуправления, предъявляет Ганди? Как это можно связать с национально-культурными особенностями Индии?

 

Национально-освободительное движение в странах Востока

Тест-задача

Проверка знаний, контроль и закрепление изученного.

Национально-освободительное движение в странах Востока

Флэш-задание

 

 

Домашнее задание: § 7 учебника, составить хронологическую таблицу развития политических процессов в Китае от Синьхайской революции до японской оккупации Маньчжурии.


Урок 7

Великая депрессия. Преобразования Ф.Рузвельта в США 

Экономический бум 20-х гг. оказался непродолжительным, и сменился страшным падением производства, вошедшим в историю под названием Великой депрессии. Началом ее стал обвал акций на Нью-Йорской бирже в октябре 1929 г.

Великая депрессия

Определение

Работа с историческими понятиями

Ф.Д.Рузвельт

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями.

«Новый курс» Рузвельта

Определение

Работа с историческими понятиями

«Новый курс» Рузвельта

Модель (интерактивная схема)

Разъяснение материала. Как вариант – поэтапное появление абзацев и обстоятельное объяснение учителем каждого из мероприятий «Нового курса». Возможно использование «открывшейся» схемы в качестве плана-конспекта при подготовке домашнего задания или повторении.

 

Итогом возросшей борьбы трудящихся за свои права стала и демократизация в ряде европейских стран. В некоторых из них это происходило на фоне антифашистской борьбы, когда все левые и демократические силы объединялись под знаменами Народного фронта.

 

Народный фронт

Определение

Работа с историческими понятиями

Л.Блюм

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями.

М.Торез

Иллюстрация, определение

Программа Народного фронта

Документ

Работа с документом. Вопросы:

1.Укажите требования, носящие антифашистский характер.

2. Перечислите требования общедемократического содержания.

3. Какие внешнеполитические задачи ставило перед собой Правительство Народного фронта?
4. Какие шаги в экономической области предлагались им в целях выхода из кризиса?

 

Великая депрессия. Преобразования Ф.Рузвельта в США.

Тест/задача

Контроль и закрепление изученного.

 

Домашнее задание: § 8 учебника, задание 3 на стр. 79 учебника.


Урок 8

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский фашизм

 

Во время Великой депрессии государства-гаранты Версальско-Вашингтонской системы мира были слишком заняты своими проблемами. Недовольные своим положением страны стали предпринимать шаги к ее изменению. Стали появляться «очаги войны» (ныне мы назвали бы их «горячими точками» на карте мира…

Тоталитарный режим

Определение

Работа с терминами, историческими понятиями

Государство-агрессор

Определение

Работа с терминами, историческими понятиями

 

Главный «очаг войны» возник в Европе возник в Германии, где в 1933 г. пришли к власти нацисты

 

Нацизм

Определение

Работа с терминами, историческими понятиями

Адольф Гитлер

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Нацистские предвыборные плакаты

Рисунок

Иллюстрация исторической ситуации. Можно предложить сравнить их с советскими плакатами 30-х гг. и в ходе этого выявить общие черты тоталитарной идеологии, отражающиеся в плакатном искусстве.

Отрывок из «Майн Кампф»

Документ

Работа с документом. Вопросы:

  1. Кого Гитлер винит в поражении Германии в Первой мировой войне?
  2. Приведите примеры, иллюстрирующие нацистскую идеологию, изложенные в книге?

Поджог рейхстага

Фото

Иллюстрация конкретной ситуации, используется при рассказе учителя

Нацистский парад

Фото

Иллюстрация ситуации в стране, можно – иллюстрация понятия «тоталитаризм»

Сожжение книг

Фото

 

 

 

Антисемитский лозунг

Фото

Иллюстрация рассказа учителя, тема – «Холокост»

Обыкновенный фашизм

Видео

Антисемитские плакаты

Рисунок

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 9 учебника, составить список «горячих точек» 30-х гг., заполнив таблицу

Регион мира

Государство-агрессор

Пострадавшая сторона

 

 

 


 

Урок 9

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании

 

При попустительстве великих держав Германия взяла курс на пересмотр условий Версальского мирного договора. Прежде всего это коснулось наложенных на нее ограничений в военной области

Рост военных расходов Германии

Схема

Иллюстрация милитаристских устремлений нацистской Германии

Европа накануне Второй мировой войны

Интерактивная карта

Можно использовать в ходе урока, иллюстрируя отдельными фрагментами тему, другой вариант – демонстрация в конце урока, в качестве конспекта для повторения и закрепления материала

Европа накануне Второй мировой войны

Рисунок (Карта)

Обращение к ней в ходе объяснения вопросов, требующих «картографической» иллюстрации (территориальные проблемы и т.д.)

Договоры о взаимопомощи

Определение

Попыткой остановить агрессивные устремления Германии стали договоры о взаимопомощи, система которых, по идее ее организаторов, должна была придти на смену Версальско-Вашингтонской.

Антикоминтерновский пакт

Определение

Государства-агрессоры начали объединять свои усилия для достижения общих целей.

Антикоминтерновский пакт

Документ

Работа с документом. Вопрос: Против кого был направлен союз государств-агрессоров? (как показали дальнейшие события, он был направлен против всех, противящихся новому переделу мира)

 

 «Репетицией» будущей мировой войны стала Гражданская война в Испании.

 

Плакаты времен Гражданской войны в Испании

Рисунок

Используются при изучении темы «Гражданская война в Испании»

Фотографии Гражданской войны в Испании

Рисунок

Карта Гражданской войны в Испании

Рисунок

Ф.Франко

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Дж. Оруэлл. «Памяти Каталонии»

Документ (литературное произведение)

Работа с документом. Вопросы:

  1. Как менялось впечатление автора с развитием Испанской революции?
  2. Какие вы можете назвать причины поражения республиканцев, опираясь на воспоминания Оруэлла?
  3. Что вы можете сказать о таком явлении, как военная пропаганда?

 

Политике «невмешательства» в дела испанские со стороны европейских держав наследовала политика «умиротворения» агрессоров на европейском политическом поле.

 

Рост военных расходов Германии

Схема

Анализ схемы, выводы по теме

Рост военных расходов стран мира в 30-е гг

Схема

Анализ схемы. Выводы по теме.

«Аншлюс»

Определение

Работа с историческими понятиями

Политика «умиротворения»

Определение

Работа с историческими понятиями

Н.Чемберлен

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Э.Даладье

Иллюстрация, определение

Мюнхенское соглашение

Определение

Работа с историческими понятиями

Мюнхенское соглашение

Документ

Работа с документом. Вопросы:

  1. Почему Мюнхенское соглашение считается вершиной политики «умиротворения»?
  2. В чем вы видите фактическое предательство Чехословакии западными державами?

Советский предвоенный плакат

Рисунок

 Можно использовать при объяснении темы «Мюнхенское соглашение» - говоря о готовности СССР придти на помощь Чехословакии, в т.ч. и вооруженным путем.

 

Правительство СССР, опасаясь остаться один на один с Гитлером, также пошло на заключение с ним соглашения

 

Пакт Молотова-Риббентропа

Определение

Работа с историческими понятиями

Пакт Молотова-Риббентропа

Документ

Работа с документом. Вопросы:

  1. В чем суть договора?
  2. На какой срок был заключен?

Пакт Молотова-Риббентропа (Секретный протокол)

Документ

Работа с документом. Вопросы:

  1. Почему в западной историографии максимально подчеркивается преступный характер Пакта, возлагая на него значительную долю вины за начало Второй мировой войны?
  2. Какие территории входили в сферу влияния СССР?

Заключение Пакта

Фото

Используется для иллюстрации при обхясчнении темы «Заключение  Пакта Молотова-Риббентропа»

Й.Риббентроп

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

В.М.Молотов

Иллюстрация, определение

 

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании.

Тест/задание

Контроль и повторение изученного материала

 

Домашнее задание: § 10 учебника, составить хронологическую таблицу «скатывания» мира во Вторую мировую войну.


Урок 10.

Начало Второй мировой войны.

Блицкриг

Определение

Работа с историческими понятиями

Начало Второй Мировой войны

Модель (интерактивная карта)

Данный ЦОР можно положить в основу урока – демонстрировать по фрагментам, освещая основные этапы начального периода войны.

Начало Второй Мировой войны

Рисунок

Используется при объяснении, либо для повторения, для работы с картой вообще.

Карта Польской кампании

Рисунок

Используется при изучении соответствующих темы

Договор о дружбе и границах от 28.09.1339г (СССР - Германия)

Текст (документ)

Работа с документом. Вопросы:

  1. Какова была судьба польского государства по данному договору?
  2. В чем преступность договора?
  3. Каким государствам нес угрозу данный договор?

Договор о дружбе и границах от 28.09.1339г (СССР - Германия)

Рисунок

Иллюстрация темы урока.

Фото Польской кампании

Иллюстрация

Карта Финской (Зимней) войны

Рисунок

Используется при изучении соответствующих темы

К.-Г. Маннергейм

Иллюстрация, определение

Воспоминания участников Финской кампании

Текст (документ)

Работа с документом. Вопросы:

  1. Что вы можете сказать об уровне боеготовности Красной Армии по итогам Финской кампании?
  2. В чем причины подобного состояния?

Тройственный пакт

Определение

Работа с историческими понятиями

У.Черчилль

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Ш. де Голль

Иллюстрация, определение

Фото боев за Норвегию

Иллюстрация

Иллюстрация эпизодов войны. Наглядный материал для более глубокого восприятия эпохи

Фото "разгром у Дюнкерка"

Иллюстрация

Фото "Битва за Англию"

Иллюстрация

Иллюстрация эпизодов войны. Наглядный материал для более глубокого восприятия эпохи

Фото "Десант на Крит"

Иллюстрация

Фото Зимней войны

Иллюстрация

Фото "Немецкая армия на Балканах"

Иллюстрация

Начало Второй Мировой войны

Тест/задание

Контроль знаний, закрепление.

 

Домашнее задание: § 11 учебника, начать работу над хронологической таблицей событий Второй Мировой войны.


Урок 11.

Вторая Мировая война: СССР и союзники.

 

22 июня Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война, ставшая составной частью Второй Мировой.

План «Барбаросса»

Определение

Работа с историческими понятиями

План «Барбаросса»

Текст

Работа с документом. Вопросы:

1.В чем стратегический замысел нацистского командования?

2. Какие сроки отводил план для окончательного разгрома СССР.

3. Какая территория СССР подлежала оккупации германскими войсками?

4. На каких союзников рассчитывал Гитлер? Что вы можете сказать о позиции нейтральной Швеции?

Выступление У.Черчилля от 22.06.1941

Документ

Работа с документом. Вопрос:

  1. Как Вы считаете, что имел в виду Черчилль, Говоря о «присущих нацизму худших чертах коммунизма»?
  2. Почему он все же призывает к союзу с СССР?

Вторая мировая война (июнь 1941 – ноябрь 1942)

Модель (интерактивная карта)

Составляет «стержень» урока, можно также использовать для завершающего повторения

Коренной перелом в ходе войны (в разработанных ЦОР – карта военных действий (ноябрь 1942 – май 1945)

Модель (интерактивная карта)

Составляет «стержень» урока, можно также использовать для завершающего повторения

Фото "Разгром 1941 г."

Иллюстрация

Иллюстрация исторических событий

Фото "Перл-Харбор"

Иллюстрация

Фото "Африканская кампания"

Иллюстрация

Атлантическая Хартия

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

Атлантическая Хартия

Текст (документ)

Работа с документом. Вопросы:

Каков образ будущего мира представляется авторам документа? (территориальные споры, суверенитет народов, свобода передвижения, разоружение)

Декларация Объединенных наций

Текст (документ)

Работа с документом. Вопросы:

  1. Против кого направлена?
  2. Какие обязательства накладывались на стран, подписавших декларацию?

Коллаборационизм

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

Движение Сопротивления

Текст (определение)

Фото "Движение Сопротивления"

Иллюстрация

Иллюстрация исторических событий

Фото "Бои в Сталинграде"

Иллюстрация

Фото "Концлагеря"

Иллюстрация

Э.Роммель

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Б.Монтгомери

Иллюстрация, определение

Коренной перелом

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

Вторая Мировая война: СССР и союзники

Тест/задача

Контроль знаний, закрепление.

 

Домашнее задание: § 12 учебника, продолжить работу над хронологической таблицей событий Второй Мировой войны, задание 3 (стр. 122 учебника)


Урок 12.

Разгром Германии и Японии.

Добившись перелома в ходе военных действий, союзники должны были договориться о координации дальнейших усилий и обсудить итоги войны и послевоенное устройство мира. Для этого лидеры трех ведущих держав Антигитлеровской коалиции стали проводить совместные встречи (конференции). Первая из них состоялась в ноябре 1943 г. в Тегеране.

Тегеранская конференция

Определение

Работа с историческими понятиями

Тегеранская конференция

 

Схема

Используется при объяснении нового материала и при повторении в качестве плана-конспекта.

Фото "Большая Тройка" (Тегеран)

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Карта военных действий в Европе и на Тихом океане (завершающие сражения)

Модель (интерактивная карта)

После работы над темой «Крымская конференция» - рассказ о завершающих сражениях. Основа рассказа – анимированная карта. Можно также использовать для повторения в конце урока.

Фото "высадка в Нормандии"

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Фото "высадка в Нормандии". Генерал Макартур вступает на берег Нормандии

Иллюстрация

Д. Эйзенхауэр

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Фото "наступление в Арденнах"

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Фото "Разрушенный Дрезден"

Иллюстрация

Крымская конференция

Определение

Работа с историческими понятиями

Крымская конференция

Схема

Используется при объяснении нового материала и при повторении в качестве плана-конспекта.

Схема оккупации Германии

Иллюстрация (карта-схема)

Используется при иллюстрации решений Крымской конференции

Подписание Акта о капитуляции

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Акт о капитуляции Германии

Текст (документ)

Работа с документом. Вопрос:

На каких условиях была подписана капитуляция?

Потсдамская конференция

Определение

Работа с историческими понятиями

Потсдамская конференция

Схема

Используется при объяснении нового материала и при повторении в качестве плана-конспекта.

К.Эттли

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Г.Трумэн

Иллюстрация, определение

карта «Японо-китайская война 1937-1945»

Рисунок

Работа с картой. Вопросы:

  1. Какие территории оставались под контролем Японии в материковом Китае к середине 1945г?
  2. Какие силы вели борьбу с японской оккупацией? Каковы были отношения внутри антияпонского лагеря?
  3. Под чьим контролем оказалась территория Маньчжурии после капитуляции Японии? В результате чего?

Фото "Ядерная бомбардировка Нагасаки."

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Фото "Подписание Акта о капитуляции Японии"

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события

Нюрнбергский процесс

Видео

Иллюстрация исторического события

Разгром Германии и Японии

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: §§ 11–13 учебника, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по Второй Мировой войне. Завершить работу над хронологической таблицей событий Второй Мировой войны, задание 2 (стр. 133 учебника).


Урок 13.

Урок обобщения и повторения «Мир в 1900–1945 гг.».

 

Тест-задача к §§ 1-3

Тест-задача к §§ 1-3

Организация повторения и закрепления. Возможна проведение контрольно-проверочных работ по вариантам: вопросы «набираются» из контрольно-проверочных заданий к урокам.

Историческая задача 1 к § 3

Историческая задача 1 к § 3

Задания на контурных картах

Задания на контурных картах

Итоговый тест-задача  к Гл.I

Итоговый тест-задача  к Гл.I

 

Версальско-Вашингтонская система.

Тест-задача

 

Образование новых государств

Флэш-задание

 

Страны Запада
в 1920-х гг.

Тест-задание

 

Темпы экономического роста ведущих стран в 20-е гг.

Флэш-задание

 

Национально-освободительное движение в странах Востока

Тест-задача

 

Национально-освободительное движение в странах Востока

Флэш-задание

 

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

Тест-задача

 

Великая депрессия. Преобразования Ф.Рузвельта в США.

Тест/задача

 

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм

Тест/задача

 

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании.

Тест/задание

 

Мир после Первой мировой войны

Тест/задание

 

Вторая Мировая война

Флэш-задание

 

Вторая Мировая война

Тест/задача

Разгром Германии и Японии

Тест/задача

Вторая Мировая война: СССР и союзники

Тест/задача

Начало Второй Мировой войны

Тест/задание


Урок 14.

Начало «Холодной войны».

 

Вторая Мировая война изменила очертания границ в Европе, и во всем мире.

Европа после II мировой войны

Модель (интерактивная карта)

Рассказ об изменении границ и политической ситуации в Европе

Карта изменений послевоенных границ

Рисунок

Биполярный мир

Определение

Работа с историческими понятиями

Холодная война

Определение

ООН

Определение

Работа с историческими понятиями

Фултонская речь Черчилля

Определение

Речь Черчилля в Фултоне

Документ

Работа с документом. Вопросы:

1.        В чем Черчилль видит причины для беспокойства в послевоенном мире? Кого обвиняет в сложившейся обстановке?

1.        Какую стратегию предлагает Черчилль в данных обстоятельствах?

План Маршалла

Определение

Работа с историческими понятиями

Доктрина Трумэна

Определение

НАТО

Определение

ОВД

Определение

Страны народной демократии

Определение

СЭВ

Определение

Коминформ

Определение

И. Броз Тито

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

«Охота на ведьм»

Определение

Работа с историческими понятиями

Начало "холодной войны"

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 14 учебника, задание 1, стр. 144.


Урок 15.

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы.

 

Соперничество между противоборствующими лагерями неизбежно вело к гонке вооружений, с которой человечество прожило большую часть второй половины ХХ в.

Паритет

Определение

Работа с историческими понятиями

Гонка вооружений и научно-техническое соперничество

Интерактивная схема

Иллюстрация основных вопросов темы, рассказ об основных событиях периода

Периоды «холодной войны»

Схема

Использование при контроле знаний в качестве опорного конспекта

Корейская война

Определение

Работа с историческими понятиями, «горячие точки» «Холодной войны».

Ядерный взрыв

Видео

Иллюстрация

Сообщение о запуске первого спутника

Документ

Иллюстрация исторического события, рассказ о соперничестве в области покорения космоса.

Сообщение о полете Гагарина

Документ

Американские астронавты на Луне

Иллюстрация

Ю.Гагарин

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Н.Армстронг

Иллюстрация, определение

Н.С.Хрущев

Иллюстрация, определение

Дж.Кеннеди

Иллюстрация, определение

Инцидент с самолетом «U-2»

Определение

Работа над темой «Поворотные моменты «Холодной войны».

Берлинская стена

Определение

Берлинский кризис

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями.

«Поворотные моменты «Холодной войны»

Карибский кризис

Текст (определение)

Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах

Текст (документ)

Работа с документом. Вопросы:
1. О чем договорились страны-участники?

2. Какие из ядерных держав не подписали договор?

3. Где еще продолжались ядерные испытания?

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 15 учебника, Задание 1, стр. 152


Урок 16.

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940–1970 гг.: войны и революции.

 

«Холодная война» обернулась рядом «горячих» конфликтов за пределами Европы, прежде всего в странах Азии и Африки.

Восточная Азия во II половине XX в.

Модель (интерактивная карта)

Может служить основой для изучения темы, а также для домашнего повторения.

Гражданская война в Китае

Определение

Работа с историческими понятиями.

 

Карта Корейской войны

Рисунок

Работа с картой, повторение изученного

Ким Ир Сен

Иллюстрация, определение

 

Ли Сын Ман

Иллюстрация, определение

Сукарно

Иллюстрация, определение

Война в Корее

Иллюстрация,

Иллюстрация исторических событий

Война в Индокитае (40-50е гг.)

Иллюстрация,

Война во Вьетнаме (60-70гг)

Иллюстрация,

Хроника Вьетнамской войны

Видео

Хо Ши Мин

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Пол Пот

Иллюстрация, определение

Л.Джонсон

Иллюстрация, определение

Р.Никсон

Иллюстрация, определение

Карта Вьетнамской войны

Рисунок

Работа с картой.

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940-1970гг.: войны и революции

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 16 учебника, задание 2 на стр. 161.


Урок 17.

«Разрядка».

 

В 60-е гг. международная обстановка изменилась, оба лагеря вынуждены были от конфронтации перейти к налаживанию мирных отношений.

Советско-китайский конфликт

Определение

Работа с историческими понятиями

Левачество

Определение

Договор о нераспространении ядерного оружия

Документ

Работа с документом. Вопросы:

1. В чем суть договора?

2. Какие страны обладали к тому времени статусом «ядерных» держав?

Л.И.Брежнев

Иллюстрация, определение

 

Договор ОСВ-1

Документ

Работа с документом. Вопросы:

1. Какие страны вошли в договор?

2. В чем суть его?

3. На какой срок заключен?

ОБСЕ

Определение

Работа с историческими понятиями

СБСЕ

Определение

Дж. Картер

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Р.Рейган

Иллюстрация, определение

Хельсинкский акт

Документ

Работа с документом. Задание: определить, что в этом документе было более значимо для СССР и восточного блока, что – дла стран Запада?

Договор ОСВ-2

Определение

Работа с историческими понятиями

Ввод советских войск в Афганистан

Определение

Б.Кармаль

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Х.Амин

Иллюстрация, определение

Афганская война

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Афганская война

Иллюстрация, карта

Работа с картой. Вопросы:

1. С территорий каких соседних стран оказывалась помощь афганским моджахедам?

2. Где сопротивление противников просоветского режима было наиболее сильным?

Нулевой вариант

Определение

Работа с историческими понятиями

«Разрядка»

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 17 учебника, задание 1 на стр. 169.


;

Урок 18.

Возникновение «общества потребления».

После Второй Мировой войны страны Запада вступили в полосу экономического подъема, что привело к росу уровня жизни основной массы населения.

Общество потребления

Определение

Работа с историческими понятиями

Государство благоденствия

Определение

Рекламный ролик

Видео

Иллюстрация

Рекламный плакат

Рисунок

Иллюстрация

Автомобиль «Фольксваген-Жук»

Иллюстрация

Рассказ о «народном автомобиле» - неотъемлемой черте западного образа жизни.

А.Азимов

Иллюстрация, определение

Культура стран Запада в 50-60-е гг. Работа с персоналиями

Г.Белль

Иллюстрация, определение

Рэй Бредбери

Иллюстрация, определение

Артур Кларк

Иллюстрация, определение

А.Камю

Иллюстрация, определение

Убийство Кеннеди

Видео

Иллюстрация исторического события

Ли Харви Освальд

Иллюстрация, определение

Иллюстрация исторического события – Убийство Кеннеди

Совет Европы

Определение

Работа с историческими понятиями

ЕЭС

Определение

Г.Вильсон

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

К.Аденауэр

Иллюстрация, определение

Пятая республика во Франции

Определение

Работа с историческими понятиями

ОАС

Определение

ФНО

Определение

Возникновение "Общества потребления"

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 18 учебника, дать развернутый ответ на вопрос 1 (стр. 180)


Урок 19.

Массовые народные движения 1960-х гг.

 

В 1948 г. была принята Декларация прав человека. Однако нормы ее неоднократно нарушалисьправительствами многих стран, в т.ч. СССР и США.

Декларация прав человека

Документ

 Можно использовать в качестве хрестоматии. Дать домашнее задание: приведите примеры нарушений норм Декларации прав человека из изученного материала.

Сегрегация

Определение

Работа с историческими понятиями

Дискриминация

Определение

М.Л.Кинг

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Карикатура на тему сегрегации

Рисунок

Иллюстрация исторического события

Марш противников сегрегации на Вашингтон

Иллюстрация

Работа с персоналиями

Массовая культура

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

Антивоенная демонстрация в США

Иллюстрация

Иллюстрация исторического события – протест против войны во Вьетнаме.

Хиппи

Определение

Работа с историческими понятиями

Э.Пресли

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

М.Джаггер

Иллюстрация, определение

«Биттлз»

Иллюстрация, определение

Песня Э.Пресли

Звуковой фрагмент

Иллюстрация исторической ситуации, «культурный срез» времени. Можно сделать фоном урока, или вступлением.

Песня Биттлз

Звуковой фрагмент

Песня М.Джаггера

Звуковой фрагмент

«Красный май» в Париже

определение

Используются в работе над темой.

«Красный май» в Париже

Иллюстрация

Массовые народные движения 1960-х гг.

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 19 учебника, задание 2, стр. 191.


Урок 20.

Изменения в жизни стран Запада в 1970–1990 гг.

Информационная революция

Определение

Работа с терминами

Первые компьютеры

Иллюстрация

Иллюстрация темы «информационная революция»

ОПЕК

Определение

Работа с историческими понятиями

Энергетический кризис

Определение

Работа с терминами

 

Экологический кризис

Определение

Гринпис

Определение

Фотография экологического кризиса

Иллюстрация

Иллюстрация темы «Экологический кризис»

неоконсерватизм

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

глобализация

Текст (определение)

интеграция

Текст (определение)

М.Тэтчер

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Ф.Миттеран

Иллюстрация, определение

Г.Коль

Иллюстрация, определение

Т.Блэр

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Г.Шредер

Иллюстрация, определение

Б.Клинтон

Иллюстрация, определение

Ж.Ширак

Иллюстрация, определение

Хуан Карлос Испанский

Иллюстрация, определение

Д. Форд

Иллюстрация, определение

Тэтчеризм

Определение

Работа с терминами

 

Рейганомика

Определение

Изменения в жизни стран Запада в 1970-1990гг.

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 20 учебника, вопросы 1, 2. (стр. 200)


Урок 21.

Достижения и кризисы «реального социализма».

Диссиденты

Текст (определение)

 

События в Венгрии 1956г.

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Имре Надь

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Я.Кадар

Иллюстрация, определение

Пражская весна

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

Пражская весна (ввод советских войск)

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

В.Ярузельский

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Э.Ходжа

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Г.Гусак

Иллюстрация, определение

А.Дубчек

Иллюстрация, определение

Достижения и кризисы «реального социализма».

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 21 учебника, заполнить сравнительную таблицу:

 

Венгрия 1956

Чехословакия 1968

Польша 1980–1981

Причины

 

 

 

Требования

 

 

 

Последствия

 

 

 


Урок 22.

Коммунистические режимы в Азии.

Маоизм

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

большой скачок

Текст (определение)

культурная революция

Текст (определение)

Хунвэйбины

Текст (определение)

Цзаофани

Текст (определение)

Дацзыбао

Иллюстрация, определение

Иллюстрация, работа с историческими понятиями

Ким Чен Ир

Иллюстрация, определение

 

Идеи чучхэ

Текст (определение)

Дэн Сяопин

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

 

Красные кхмеры

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Коммунистические режимы в Азии.

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 22 учебника, задание 3 (стр. 223)


Урок 23.

Перестройка в СССР и крушение социалистической системы.

СОИ

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

М.С.Горбачев

Иллюстрация, определение

 

Встреча Р.Рейгана и М.С.Горбачева

Видео

Иллюстрация исторического события

Территориальные изменения в Восточной и Юго-Восточной Европе в конце ХХ в.

Модель (интерактивная карта)

Можно использовать как основу для изучения темы, как материал для самостоятельной работы, и как конспект для итогового повторения. Вопросы:

1. Какие государства изменили границы или прекратили свое существование?

2. В каких случаях это произошло мирным путем, в каких обернулось вооруженными конфликтами?

бархатные революции

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Разрушение Берлинской станы

Видео

Иллюстрация исторического события

Лех Валенса

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями.

Карой Гросс

Иллюстрация, определение

Желю Желев

Иллюстрация, определение

Вацлав Гавел

Иллюстрация, определение

Николае Чаушеску

Иллюстрация, определение

Гражданская война в Югославии

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Балканский кризис

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Этнические чистки

Текст (определение)

С.Милошевич

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Дейтонское соглашение

Текст (документ)

Работа с документом

Перестройка в СССР и крушение социалистической системы

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 23 учебника, задание 2 (стр. 235)


Урок 24.

Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение. Реформы и диктатуры в странах Латинской Америки.

Латинская Америка во второй половине ХХ в.

Иллюстрация, карта

Работа с исторической картой. Определение ключевых точек развития, оказавших влияние на весь регион

ОАГ

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Импортзамещающая индустрализация

Текст (определение)

Х. Перон

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Ф.Кастро

Иллюстрация, определение

Че Гевара

Иллюстрация, определение

Кубинская революция

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Д.Ортега

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение

Тест/задача

Контроль и закрепление

Хунта

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Монетаризм

Текст (определение)

С.Альенде

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

А.Пиночет

Иллюстрация, определение

Штурм дворца "Ла Монеда"

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Реформы и диктатуры в странах Латинской Америки

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: §§ 24–25 учебника, задание 3 (стр. 255)


 

Урок 25.

Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор путей развития.

Африка во второй половине ХХ в. Крушение колониальной системы.

Модель (интерактивная карта)

Используется в качестве основы для изучения темы, а также как материал для самостоятельной работы и конспект для итогового повторения. Вопросы:

1. Какие государства получили независимость в «Год Африки»?

2. В каких государствах Африки существовал режим абсолютной власти «белого» меньшинства? Когда он пал?

3. Какие страны были «проводником» советской политики на континенте, а какие – проамериканской?

ОАГ

Определение

Работа с историческими понятиями

Трайбализм

Текст (определение)

Апартеид

Текст (определение)

П.Лумумба

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Нельсон Мандела

Иллюстрация, определение

Сепаратизм

Определение

Работа с терминами

Жертвы межэтнического конфликта в Руанде

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Страны тропической и южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор путей развития.

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 26 учебника, заполнить таблицу.

Страны социалистической ориентации

Страны, ориентировавшиеся на «западные» ценности

 

 


Урок 26.

Ближний и Средний Восток.

 

Ближний и Средний Восток в второй половине ХХ в.

Модель (интерактивная карта)

Используется в качестве основы для изучения темы, а также как материал для самостоятельной работы и конспект для итогового повторения. Вопросы:

1. Что составляет основу ближневосточного конфликта?

2. В каких государствах были установлены фундаменталистские режимы?

3. В каких регионах Ближнего Востока вспыхивали военные конфликты? Причины которых из них не изжиты до сих пор?

Арабо-израильский конфликт

Текст (определение)

Работа с историческими понятиями

сионизм

Текст (определение)

Работа с терминами

Исламский фундаментализм

Текст (определение)

Арабо-Израильский конфликт

Видео

Иллюстрация исторического события

Вашингтонский договор о создании Патестинского государства

Текст (документ)

Работа с документом

Г.-А. Насер

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Ясир Арафат

Иллюстрация, определение

Р.М. Хомейни

Иллюстрация, определение

Саддам Хусейн

Иллюстрация, определение

Ирано-иракская война

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Ближний и Средний Восток

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 27 учебника, составить хронологию арабо-израильского конфликта 1948-2006гг.


Урок 27.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.

 

ИНК

Определение

Работа с историческими понятиями

Дж. Неру

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

М.Ганди

Иллюстрация, определение

Индо-пакистанский конфликт

Определение

Работа с историческими понятиями

                                                               

Движение неприсоединения

Определение

Работа с историческими понятиями

                                                               

Индира Ганди

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Южная и Юго-Восточная Азия во Вт. Пол. ХХ. В.

Иллюстрация, карта

Работа с исторической картой, определение точек конфликтов и противоречий

Сукарно

Иллюстрация, определение

Работа с персоналиями

Сухарто

Иллюстрация, определение

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 28 учебника, вопрос 3 (стр. 287)


 

Урок 28.

Япония и «тихоокеанские» драконы.

 

Экспортная индустриализация

Текст (определение)

Работа с терминами

новые индустриальные страны

Текст (определение)

Сборка автомобилей, компьютеров и т.д. (автоматизированный конвейер)

Видео

Иллюстрация понятия «высокие технологии».

Япония и "Тихоокеанские драконы"

Тест/задача

Контроль и закрепление

 

Домашнее задание: § 28 учебника, задание 3 (стр. 296)


Урок 29.

Многополярный мир. Мир на рубеже тысячелетий.

 

глобализация

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Многополярный мир

Текст (определение)

МВФ

Текст (определение)

Война в Заливе

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Войска SFOR на Балканах

Иллюстрация, (фото)

Иллюстрация исторического события

Войска США в Афганистане

Иллюстрация, (фото)

Теракт во Всемирном Торговом центре (Нью-Йорк)

Иллюстрация, (фото)

Постиндустриальное общество

Текст (определение)

Работа с терминами и историческими понятиями

Экологический кризис

Текст (определение)

Энергетический кризис

Текст (определение)

Человечество на пороге XXI в.

Тест/задача

Контроль и закрепление


 

Урок 30.

Повторительно-обобщающий по теме «Мир во второй половине ХХ в.».

«Холодная война»

Тест/задача

Организация повторения и закрепления. Возможна проведение контрольно-проверочных работ по вариантам: вопросы «набираются» из контрольно-проверочных заданий к урокам..

Горячие точки «Холодной войны»

Флэш-задание

Начало "холодной войны"

Тест/задача

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

Тест/задача

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940-1970гг.: войны и революции

Тест/задача

«Разрядка»

Тест/задача

Возникновение "Общества потребления"

Тест/задача

Массовые народные движения 1960-х гг.

Тест/задача

 

Изменения в жизни стран Запада в 1970-1990гг.

Тест/задача

 

Достижения и кризисы «реального социализма».

Тест/задача

 

Коммунистические режимы в Азии.

Тест/задача

 

Перестройка в СССР
и крушение социалистической системы

Тест/задача

 

Биполярный мир во второй половине ХХ в.

Тест/задача

 

Территориальные изменения в Восточной Европе в конце ХХ в.

Флэш-задание

 

Азия, Африка
и Латинская Америка
во второй половине
ХХ в.

Тест/задача

 

Азия, Африка
и Латинская Америка
во второй половине
ХХ в.

Флэш-задание

 

Реформы и диктатуры
в странах Латинской Америки

Тест/задача

 

Страны тропической
и южной Африки. Освобождение
от колониальной зависимости и выбор путей развития.

Тест/задача

 

Ближний и Средний Восток

Тест/задача

 

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

Тест/задача

 

Япония и "Тихоокеанские драконы"

Тест/задача