В.И.Иванов. В кафе "Греко". 1974

Наделенный большим дарованием, Виктор Иванов начал рано рисовать, посещал студию Центрального дома пионеров в Москве. Годы Великой Отечественной войны провел в башкирском селе Воскресенское, куда была эвакуирована художественная школа. Окончил ее в 1944 году и сразу был принят в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. Затем были многочисленные выставки, высокие правительственные награды и отличия, широкое общественное признание. Каждая его большая картина становилась истинным откровением, исповедью.

Виктор Иванов никогда не принадлежал к числу официальных художников. В шестидесятые годы он стал одним из мужественных и убежденных ниспровергателей "соцреалистического" направления в искусстве. Его относили к числу "революционных романтиков" так называемого "сурового стиля". Художники этого направления стремились пробиться к правде, яростно протестуя против фальши в жизни и искусстве. Они видели себя равноправными членами сурового и мужественного содружества: среди изображений строителей, колхозников, рабочих появлялись персонажи, наделенные автопортретными чертами. Сам мастер любил повторять, что он художник шестидесятых годов, и сколько бы ему ни было отпущено творческих лет, для всех он всегда останется в этом десятилетии.

Темы произведений Виктора Иванова - глубинные, личностные - Жизнь и Смерть человека, его предназначение на Земле. Поэтому картины мастера, даже небольшие эскизы и этюды, имеют монументально-величественную устойчивость. Художник сторонился модных веяний, всегда оставаясь твердым и убежденным реалистом - и в этом традиционном направлении являлся одним из самобытных и мощных живописцев нашего времени.

В собрании Радищевского музея находится одна из известных картин мастера "В кафе "Греко" (1974) - авторское повторением одноименной работы, находящейся в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Это полотно примечательно по сюжету: пятеро крупных и популярных живописцев своего времени - Гелий Коржев, Петр Оссовский, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и сам Виктор Иванов, во время творческой командировки в Италию в 1973 году, собрались вместе в знаменитом римском кафе "Греко". На стенах кафе, окрашенных в темно-вишневый цвет, висят картины, за маленьким столиком, на котором стоят пять высоких бокалов с красным вином, сидят художники. Гелий Коржев и Петр Оссовский с одной стороны, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов - с другой. Мастер едва заостряет индивидуальность и немного преувеличенно конкретизирует особенности лиц каждого. В коричневом костюме, положив правую руку на колено, спокойно и сосредоточенно, погруженный в глубокие размышления, сидит Гелий Коржев; слева от него, в сером костюме, чуть склонив голову, положив подбородок на руку, внимательно смотрит на художников, сидящих напротив, Петр Оссовский. С другой стороны стола, ближе к стене, сидит, опираясь на сложенные замком ладони, Ефрем Зверьков; правее, в светлом свитере, положив на стол скрещенные руки и опустив глаза, углубился в раздумья Дмитрий Жилинский. На первом плане, сидит за столиком сам автор портрета - Виктор Иванов. На нем глубокого темно-зеленого цвета рубашка, поверх которой надет жилет. Положив руки на стол, он держит бокал с вином. Большой, красиво написанный холст, сдержанно мерцающий глубокими пятнами вишневых, оливковых, черных тонов, останавливает внимание сосредоточенностью персонажей. Художник жестко и четко выстраивает композицию на гармонии дополнительных цветов. Его живопись эмоционально сдержанна, даже мужественна.

Не случайно Виктор Иванов пишет художников именно в этом римском кафе, которое имеет свою замечательную историю. Основанное в 1760 году, оно являлось своего рода интернациональным клубом искусств и служило местом встреч и время провождения многих художников, писателей и композиторов всего мира. Там бывали Гёте, Байрон, Стендаль, Шелли, Ганс Христиан Андерсен, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер и Тосканини. Здесь очень любили бывать и русские художники и литераторы. Как вспоминал Виктор Иванов, именно за этим столиком, за котором расположились наши художники, в прошлом веке сидели Гоголь, по преданию, именно здесь написавший большую часть "Мертвых душ", Александр Иванов, Достоевский и многие выдающиеся представители русской культуры. Кафе "Греко" было местом их встреч и бесед. И сейчас, в этом кафе все осталось без изменений. Все так, как было более ста лет назад.

Размышления художников о прошлом и настоящем русского искусства, так, наверное, можно определить главную мысль картины. Оставшись лицом к лицу с классическим прошлым культуры, по словам самого автора: "художники прикоснулись здесь к прошлому, прошлому великому и требовательному. Наступили минуты внутреннего ответа каждого перед самим собой и всех вместе - перед историей". Эту тему художник решает через величаво-спокойные, одухотворенные лица героев, через полноту их безмолвного взаимопонимания, своими помыслами обращенных к добру и красоте. Монументально-ясным видится мастеру образ современного художника. В его картине, несомненно, черты реальных людей сливаются с некой идеальностью, с представлением о том, каким должен быть человек искусства.

Взяв подобную тему, Виктор Иванов касается больших, важных и для самого художника, и для всех, кому не чужды судьбы нашего современного искусства, вещей. В этом групповом портрете мы видим мастеров, с чьими именами связаны новаторские процессы в советском искусстве начала 1960-х годов, которым и позже удавалось внести новое в развитие нашей живописи. Картина продолжает традицию философского портрета, который имеет достойную традицию в русской советской живописи, - это образы братьев Кориных, Шадра и Мухиной работы М.В.Нестерова, портреты Коненкова, Сарьяна, Кукрыниксов кисти П.Д.Корина.

Изображая мастеров, раздумывающих о судьбах искусства, Виктор Иванов побуждает и зрителя думать о миссии, принятой на себя художниками его поколения, в своем творчестве ставивших злободневнейшие вопросы эпохи. Их искусство было и остается для зрителя не умиротворенным прошлым, а самым живым настоящим, полным споров и противоречий.

Справочная информация

Суровый стиль - направление в отечественном искусстве конца 1950-х - начала 1960-х (термин предложен искусствоведом А.А. Каменским), социальное, публицистическое искусство, связанное "оттепелью". Художники этих лет стремились пробиться к правде, яростно протестуя против фальши. Они видели себя равноправными членами сурового и мужественного содружества: среди изображений строителей, колхозников, рабочих появляются персонажи, наделенные автопортретными чертами. Композиции картин отличаются статичностью, силуэты фигур - плакатной четкостью; живопись строилась на сопоставлении локальных цветовых масс, контрастных тонов.

Живописи сурового стиля не свойственна портретность - намерения близко вглядеться в лица своих героев нет; все сводится к общим понятиям - признакам: сила и мужество, обветренные лица, широкие плечи и крепкие руки, спокойная уверенность и непоколебимый взор. Это не лица отдельных людей - это лицо поколения. В своих работах художники этого направления опирались на лучшие образцы искусства 1920-1930-х годов: К.С. Петрова - Водкина, А.А. Дейнеки, А.В. Лентулова, П.В. Кузнецова, Р.Р. Фалька, А.Д. Древина, восстанавливая тем самым нить естественного развития русского искусства, преемственность поколений, позволившую отойти от схематичности и плакатной прямолинейности.

Коржев (Коржев-Чувелев) Гелий Михайлович (1925, Москва) - живописец. Учился в художественной студии А.П.Сергеевой (с 1936); в средней художественной школе (1939-1944); в МГХИ им. В.И.Сурикова (1944 - 1950) у С.В.Герасимова, В.В.Почиталова. Участник выставок с 1954. Преподавал в МВХПУ (1951-1958, с 1967 - зав. кафедрой монументально-декоративной живописи, профессор). С 1968 по 1976 руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Москве. Народный художник СССР (1979). В 1961 награжден золотой медалью АХ СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР (1966). Действительный член АХ (1970). Председатель Правления СХ РСФСР (1968 - 1975). Картины Г. Коржева монументальны, в них чувствуется страстное желание поведать неприкрашенную правду о переломных моментах истории нашей страны. В конце 1950-х - начале 1960-х годов художник испытал определенное воздействие кинематографа, в частности, итальянского неореализма Драматизм полотен художника создается благодаря сумрачной цветовой гамме, крупным планам, позволяющим пристально вглядеться в героев и детально рассмотреть лица и руки, фрагментированной композиции, подчеркивающей масштаб персонажей.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева