Мастерская Джованни Батиста Гатти. Декоративный стол. 1855

В 1886 году Императорский Эрмитаж купил в полном составе собрание Московского Голицынского музея, собиравшегося несколькими поколениями семьи князей Голицыных. Обширная коллекция приобретается Эрмитажем в полном составе, и часть предметов передается в другие собрания. Основатель Радищевского музея А.П.Боголюбов получает разрешение императора отобрать экспонаты для Радищевского музея. Среди предметов Голицынского собрания, обозначенных как "Дар императора Александра III", в Саратове оказался "стол черного дерева, выложенный гравированными на кости фигурами и перламутром".

Этот стол был изготовлен в мастерской знаменитого римского интарсиатора Джованни Батиста Гатти по заказу известного коллекционера и любителя искусства князя С.М.Голицына. Подготовительные эскизы и рисунки для гравюр на слоновой кости выполнены немецким художником Александром Максимилианом Зейтцем (1811-1888). Зейтц жил в Риме, где приобрел здесь большую известность как живописец и рисовальщик - портретист, мастер библейских, евангельских и мифологических сцен. Видимо, желая подчеркнуть значимость своей работы, он трижды обозначает на столешнице свое имя - два раза ставит подпись и монограмму Стол не имеет никакого практического назначения. Собственно, это уже не столько часть обстановки, сколько запечатленный в форме и изображениях особый мир, возникающий из причудливой смеси элементов различных художественных стилей и эпох.

Предельно насыщенная декором поверхность столешницы расчленена на симметричные прямоугольники, овалы, круги. Классически выстроенные картинные изображения обрамлены причудливыми гирляндами из фантастических существ, растений, стилизованных деталей. Главной темой является Искусство, как непрерывная нить, пронизывающая историю человечества, от античности до современности, и Рим как всемирная столица искусств. В центре столешницы изображено состязание Марсия с Аполлоном, по сторонам - аллегории Живописи и Архитектуры, вокруг которых расположены портреты великих художников: Аннибале Караччи, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Рафаэля Санти, Джулио Романо, Франческо Примаччио, Донато Браманте, Джорджо Вазари, Себастьяна Себлио. По периметру стола в картушах, поддерживаемых путти, - виды знаменитых архитектурных памятников Рима, от античных (Пантеон, Триумфальная арка Константина, термы) до возведенных в эпоху зрелого барокко (Церковь Сан Джованни ин Латерано).

С темой Искусства органично переплетается другая - связанная с заказчиком. Рядом с портретами великих мастеров Возрождения, по внутреннему периметру, изображен герб рода Голицыных. Любопытно, что сходные элементы присутствовали в оформлении родовой усадьбы князя Кузьминки: Музыкальный Павильон был украшен скульптурной группой, изображающей Аполлона с музами, а ворота венчал герб княжеского рода Голицыных.

По углам и в центре длинных сторон стола, художник дает аллегорическое изображение гениев античных богов - Дианы, Вакха, Кибелы, Марса, Пана. Скорее всего, гении, которые считались покровителями животного и растительного плодородия, символизируют здесь многочисленность и разветвленность рода Голицыных. О значении многих деталей можно только догадываться. В причудливую вязь сплетены обнаженная женская фигура, в которой угадывается Венера, держащая на голове корзину с кроликом, символизирующим плодовитость, сатир с корзиной на голове, вызывающей ассоциацию с рогом изобилия, русалки, путти, змеи, драконы, кошки, кролики, львы, раковины, яблоки, фантастические растения и существа. Поражает обилие кошек - может быть, как символа царственности или плодовитости рода? Кто - художник или заказчик - питал особое пристрастие к этим животным? Кошки стоят на задних лапках, умываются, ловят мышку, часто изображены вместе с котенком или котятами, сидящими на их спине или у ног…. Художник передает их повадки, пластику движений, в полной мере проявляя свою наблюдательность и фантазию.

Этот стол, несомненно, является шедевром декоративно-прикладного искусства. Однако никакого практического назначения он не имеет. Это, своего рода, "уникальный сувенир" - существующее в единственном экземпляре уникальное произведение искусства, в котором значительное место занимают своего рода "открытки" - выгравированные на тончайших пластинках слоновой кости изображения архитектурных памятников Рима и портреты великих мастеров Возрождения.

Шедевр эпохи историзма, реликвия княжеского рода Голицыных, этот стол является ярким примером того, как из элементов великих стилей прошлого, создается уникальное художественное произведение, в котором каждый из заимствованных элементов, творчески переосмысленных художником, "работает" на воплощение замысла заказчика.

Справочная информация

Гатти, Джованни Батиста (1816 -1889) - римский интарсиатор, ученик флорентийских мастеров братьев Фалькини. Изготовленная в его мастерской роскошная мебель, богато украшенная вставками из слоновой кости, перламутра, поделочных камней и поражающая также технической виртуозностью исполнения, неоднократно получала премии на многочисленных выставках и приобреталась музеями.

ГОЛИЦЫНЫ, княжеский род, Гедиминовичи, выделился в 16 в.

ГОЛИЦЫН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1774-1859). Князь. Действительный тайный советник. Удостоен всех высших российских орденов. Был попечителем Московского учебного округа, председатель Московского цензурного комитета, председатель Опекунского совета, директор и попечитель московской голицынской больницы.

С.М. Голицын был также известным коллекционером и меценатом, обладал врожденным чувством прекрасного - его подмосковное имение Кузьминки называли русским Версалем. Голицынский музей открылся в Москве в 1865 году на основе коллекции князя Михаила Александровича Голицына (1804-1860). Основу коллекции составили произведения, унаследованные им от отца. В собрании живописи лучше всего была представлена итальянская школа, хорошим знатоком которой он был.

Инкрустация (позднелат. incrustatio, букв. покрытие корой) - техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием разных материалов - мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., различного цвета, фактуры, текстуры.

Интарсия (итал: intarsio - углубление) - разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого.

Историзм - этот термин употребляется в искусствознании в нескольких основных значениях. Историзм - обозначение конкретного исторического периода в развитии европейского искусства 1830-1880 гг. В его основе "метод свободного выбора" (эклективный метод), который на практике закономерно приводит к эклектичности (смешению элементов разных стилей). "Метод свободного выбора" опирается на выдвинутую романтиками на рубеже XVIII-XIX вв. идею "множественности художественной памяти", откуда можно черпать любые исторические стили. Историзм в широком смысле - это тенденция художественного мышления, проходящая сквозь все периоды развития искусства, начиная с эпохи Возрождения - как идейная основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева