Кауфман, Анжелика. Биография

Кауфман Анжелика, (Kauffmann Angelika). 1741, Кур, Швейцария - 1807, Рим, Италия.

Анжелика Кауфман родилась в Куре - маленьком швейцарском городке, в семье живописца Й.И. Кауфмана. Именно отец стал ее первым учителем живописи. Анжелика была очень развитым ребенком. В возрасте 10 лет в Италии, куда привез ее отец, она исполнила портрет епископа Неврони, после чего за ней утвердилась репутация "гениального ребенка".

Свое образование она продолжила, копируя картины старых мастеров. В 1763-1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. Во Флоренции по заказу галереи Уфицци А. Кауфман исполняет свой автопортрет и становится членом Королевской Академии Художеств. В 1766-1781 она живет и работает в Лондоне. В Англии Анжелика Кауфман стала единственной женщиной-художницей, избранной членом лондонской Королевской академии. Исполненные в Англии портреты представителей английской знати принесли художнице большой успех. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. усилило колористическую звучность ее палитры, свободу и живописность композиционного решения. Для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса она исполнила четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами Гения, Архитектуры, Живописи, Композиции. Фигуры, изображенные на фоне пейзажа и античных памятников полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма.

В 1781 году Анжелика Кауфманн вышла замуж за итальянского художника-декоратора А. Цукки. С 1781 по 1807 жила и работала в Риме. Была дружна с И. И. Винкельманом, А. Р. Менгсом, И. В. Гёте, А. Кановой, С. Гесснером и другими известными деятелями культуры своего времени. Они восхищались творчеством А. Кауфман, называя ее "великолепной Анжеликой".

Анжелика Кауфман писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. В ее полотнах раннего периода изображение персонажей в позах героев произведений античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом, рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма ( Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей). Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущается влияние рококо.

Мастерская Кауфман в Риме становится центром всеобщего притяжения. Здесь она работает преимущественно в жанре портрета. Обращаясь к типу парадного портрета, художница изображает модели в интерьере или в пейзаже с обязательными атрибутами античности. Ее автопортреты, полные изящной грации, исполнены в более камерной манере (1780, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1788, Флоренция, галерея Уффици). Портреты И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) и И.В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте) выразили высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения.

Анжелика Кауфман представляется сегодня художником интернациональным. Ее элегантный и светский стиль, сформировавшийся в значительной мере под влиянием английского искусства, оказал заметное влияние на римские аристократические круги конца XVIII века. Ее исторические полотна типичны для интернационального неоклассицизма.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева