Неизвестные иконописцы XVII века. Воскресение Христово. Сошествие во ад. XVII век

Икона "Воскресения", написанная неизвестным ярославским иконописцем XVII века, представлена в традиционной иконографии - в виде "Сошествия во ад". Воскресение Христа на третий день после его смерти и погребения - один из основных догматов христианского вероучения. Сын Божий, претерпел страшные мучения и смерть на кресте, своим воскресением разрушил само понятие смерти. Его воскрешение стало прообразом всеобщего воскресения. В память о Воскресении Христовом установлен главный христианский праздник Пасха. "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", - свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому момент Воскресения - непостижимый и никем не видимый не отображен в иконографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона "Сошествие в ад", где явлено избавление людей от вечной смерти. Истоки иконографии "Воскресения" восходят к древнехристианскому искусству. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф 12, 39- 42; 16,4; Лк 11, 29-32 ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес. Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа: Евангелия Никодима, сочинения Епифания Кипрского, а также из богослужебных текстов, псалмов, пророчеств Ветхого Завета оказали влияние на сложение иконографии "Сошествия во ад", которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него "от тлена в адской бездне". Окончательно иконография "Сошествие во ад", сформировалась к ХII веку и представляет собой симметричную композицию со Спасителем в центре. Ярославская икона из собрания Радищевского музея представляет собой сложный иконографический извод, включающий изображения "Воскресения", "Сошествия во ад" и Рая - встречи Благоразумного разбойника с праотцем Енохом и пророком Илией. Подобная композиция получила распространение на Руси с XVII века.

Изображение на иконе делится на две части, вверху изображение Христа в овале славы (мандорла - символизирующей божественный свет) окруженного архангелами и избранными святыми. Под ногами Христа - адская пещера в виде чёрного полукружия. В правом верхнем углу разбойник Рах беседующий в райском саду с благообразными старцами пророками Илиею и Енохом. Это изображение символизирует встречу двух заветов - ветхого и Нового - в воскресении Христа.

В нижней части иконы вновь изображение Спасителя, его фигура, окутанная золотистым гиматием, окруженная мандорлой, подобно солнцу спускается в ад. Связаны бесы, ноги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. Христос протягивает правую руку Адаму, а в левой он держит символ мученичества - крест. За Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. Своей мученической смертью Христос искупил их первородный грех. По сторонам изображены ветхозаветные пророки и праотцы, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Авель. Изображенные на иконе праведники воспринимаются как малая часть огромной массы, это впечатление усиливается виднеющимися сегментами нимбов праведников расположенных на заднем плане. Еще одной особенностью данной иконографии является то, что Адам, Ева и ветхозаветные цари и пророки по правую руку от Христа изображены без нимбов. Знак святости - нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, и сонм праведников движется к райским вратами осененный сиянием святости.

В средней части иконы горы образуют вход в преисподнюю. В темноте адской пещере изображены ангелы с "золотыми" крыльями, один из них связывает сатану, другие сражаются с бесами.

Композиция иконы построена по спирали: от правого темного угла из пасти ада, по направлению к райским вратам разворачивается по диагонали шествие святых, полуокружности нимбов образуют спокойный мерный ритм. Затем движение как бы замедляется и спираль закругляется справа налево, где представлены образы благоразумного разбойника Раха, пророков Илии и Еноха, находящихся в раю среди цветущих побегов. Райский сад является самым светлым местом изображения и композиционно противоположен темной адской пещере. Движения рук, повороты головы, уменьшение фигур в верхней части - все это создает особый ритм движения вверх, передающего смещение центра композиции в сторону рая.

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке. Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Благоразумный разбойник Рах - один из двух разбойников, распятых вместе со Христом, раскаявшийся перед Иисусом. Благоразумный разбойник был первым спасенным человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живьем).

"Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас". Другой же, напротив, унимал его и говорил: "или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". (Лк. 23:32-43)

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева