Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909

Мирискуссники создавали множество портретов, поэтизирующих красоту и одухотворенность облика, утонченность и сложность внутреннего мира русских женщин всех сословий.

В наследии Кустодиева есть портреты, не лишенные черт салонности. Один из них – портрет Ренэ Ивановны Нотгафт (урожденной Кестлин).

Кустодиев был хорошо знаком с семьей Нотгафт. Муж изображенной – Федор Федорович Нотгафт – музейный деятель, коллекционер, тонкий ценитель искусства. Он был близок мирискуссникам, дружил с ними и одно время исполнял обязанности секретаря общества. Портрет его жены писал и К.А. Сомов.

Кустодиев портретировал ее не раз. Его привлекала ее своеобразная красота, черты ее «нерусского» лица (Ренэ Ивановна родилась в Швейцарии). Модель представлена в эффектной позе, элегантном нарядном платье, в привычной для нее обстановке петербургской гостиной среди стильной мебели и аксессуаров. Художник запечатлел на полотне утонченный, полный мягкой женственности облик портретируемой.

Художник передает изящество модели, красоту обстановки. Работа исполнена пастелью, в технике, почти забытой в России второй половины XIX века, но так любимой художниками «Мира искусства». Кустодиев умело использовал свойства пастели для усиления декоративного эффекта композиции: специфическая матовость пастели вызывает ассоциации с модными предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными из неглазурованного фарфора, в изобилии украшавшими салоны и кабинеты тех лет.