Урок 1. Раскрась как хочешь. Техника безопасности и гигиена обращения с компьютером

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Первоначальное знакомство с правилами игры – знакомство с правилами работы с бумажным учебником: листами определений и задачами.
2. Знакомство с листом определений «Раскрась как хочешь».
3. Решение обязательных задач 1 и 2.

Просмотр и общее обсуждение презентации (10–15 мин)

4. Первоначальное знакомство с компьютером – показ монитора, клавиатуры, мыши. Работа с мышью, курсор мыши, щелчок мыши. Основные правила техники безопасности и гигиены.

Решение необязательных задач

5. Решение задачи 3 бумажного учебника.

Первоначальное знакомство с правилами игры

В начале первого занятия ребята знакомятся с бумажным учебником – его устройством и правилами работы с ним. По ходу дела можно объяснить основной принцип построения курса в доступной для ребят форме. Наш курс похож на игру, каждая задача – один кон этой игры. Но чтобы правильно играть в игру, надо хорошо знать ее правила. Правила нашей игры будут описаны явно, на специальных листах учебника – мы будем называть их листы определений. Листы определений в учебнике-тетради легко найти – они всегда будут выделены голубой рамочкой. Каждый лист определений имеет свое название, соответствующее теме урока. Именно на листах определений объясняются все понятия, которые потом используются в задачах.

Для решения любой задачи в учебнике-тетради достаточно той информации, которая изложена на листе определений. Поэтому важно объяснить ребятам с первых же уроков, что необходимо очень внимательно знакомиться с листом определений, прежде чем переходить к решению задач. Если задача не решается, надо вернуться к листу определений и рассмотреть его еще раз. Даже если ребенок обращается за помощью к учителю, то первый совет учителя должен состоять в том, чтобы рассмотреть еще раз лист определений (самостоятельно или вместе с учителем).

Листы с задачами в учебнике найти тоже не сложно – они выделены оранжевым.

Область одной задачи

В наших учебниках почти на каждой странице имеется не одна, а несколько задач. Отделить одну от другой нам с вами достаточно легко. Помимо текста задания, есть также поле, где расположены объекты, к которым относится задание. На первых порах это, прежде всего, картинки, фигурки, бусины и т. п. Эта часть страницы – «позиция в игре» или «микромир», где станет развиваться действие, в котором вы с ребенком будете жить несколько минут.

Для взрослого нетрудно определить, какое поле к какой задаче относится. Однако то, что вся часть страницы, скажем, от номера 1 до номера 2 – это один цельный объект, содержащий и объекты игры, и начальную позицию, иногда может быть неочевидным для ребенка. Умение отвлечься от остального содержания страницы, от других страниц и вообще от всего окружающего и сосредоточиться на условии задачи и ее микромире – важная способность. Старайтесь развивать ее у детей с первых уроков, ведь, как и в случае с правилами игры, здесь тоже формируются у учащегося как навыки работы с информатическими понятиями, так и общие жизненные умения.

Как мы уже говорили, в наших учебниках есть обязательные и необязательные задачи. Но обращать на это внимание детей на первом же занятии нет необходимости – это можно сделать со временем, а лучше дождаться вопроса от ребят («Почему некоторые номера задач помечены оранжевым?»).

«Раскрась как хочешь»

Наш курс начинается с заданий по раскрашиванию. Конечно, все дети, с которыми вы занимаетесь, уже имели дело с книжками-раскрасками. Поэтому такая деятельность, как раскрашивание, им знакома. Это хорошо: в школе и без этого много нового и непривычного. Детям приятно просто выполнить задание и получить похвалу учителя.

В то же время очень важным и, возможно, необычным для вас является использование выражения как хочешь. Его важность связана со следующим принципом:

Мы стараемся как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю.

Частной ситуацией, в которой подчеркнуто используется этот принцип, и является выражение как хочешь. Как бы ни раскрасил ребенок картинку, даже если он явно балуется, проверяя границы нашего как хочешь, мы говорим ему: «Все в порядке, ты следуешь правилам игры! Молодец!»

Помимо этого социально-психологического значения, выражение как хочешь имеет и другие. С точки зрения методологии изучения информатики (и математики), правильного ее использования и творческой работы в этой науке важным является умение привести произвольный пример, удовлетворяющий данному определению: «А почему бы нам не попробовать взять произвольную...» В целом умение действовать и планировать действия в системе ограничений и в отсутствие ограничений очень важно в работе с информационными системами. Конечно, это умение полезно и в житейских ситуациях, где бывает нужно дать волю своей фантазии, даже капризу, или попытаться угадать, на каком пути повезет.

С научной точки зрения операция произвольного (недетерминированного) выбора является одной из простейших и фундаментальнейших при описании процессов в теории алгоритмов, с основаниями которой наши дети начинают знакомиться, как вы видите, уже на первых уроках.

Мы не считаем, что все из того, что мы сейчас рассказали о как хочешь, в равной степени и сразу вам понятно. Так же и в методических комментариях к другим урокам вы можете встретить места, к которым полезно вернуться еще раз или даже попытаться разобраться в них с помощью авторов курса. Мы будем рады обсудить с вами эти вопросы. В то же время мы уверены, что решения вами всех задач, предлагаемых детям, будет достаточно для понимания основных понятий и методов нашего курса. Те из наших отступлений и комментариев, которые могут оказаться трудными для понимания, не используются непосредственно в решении задач.

Знакомство с листом определений

После того, как вы поговорили с ребятами об устройстве учебника, предложите им самостоятельно найти в учебнике лист определений «Раскрась как хочешь» и познакомиться с ним. Подойдите по очереди к детям, которые еще плохо читают, и прочтите им то, что написано на этом листе определений.

На листе определений «Раскрась как хочешь» намеренно одна и та же картинка раскрашена по-разному. Раскраска первой картинки, скорее всего, окажется для детей привычной – именно так их обычно учили раскрашивать картинки в детском саду. Вторая раскраска тоже выглядит достаточно аккуратной, но она использует различные непривычные для ребят графические эффекты – переход цвета в одной области, раскрашивание в полосочку, крапинку и т.д. Третья картинка выглядит совсем неаккуратно и кто-то из ребят, возможно, сразу будет утверждать, что она раскрашена неверно. Это прекрасный повод начать общее обсуждение листа определений и выяснить, что означает задание Раскрась как хочешь. Если ни у кого вопросов не возникнет, то лучше отложить обсуждение до того времени, пока ребята не перейдут к решению задач.

Решение обязательных задач

Задача 1. Пройдите по классу и прочитайте первое задание для плохо читающих детей. Дети, которые могут сами прочитать условие задачи, пусть сразу самостоятельно приступают к решению.

В задаче 1 специально повторена картинка из листа определений. Ребенок может попытаться скопировать раскраску этой картинки с листа определений, а может раскрасить по-своему. Все варианты являются правильными решениями.

Чтобы урок не превратился в урок рисования, хорошо бы по окончании решения этой задачи организовать проверку, плавно переходящую в обсуждение формулировки «раскрась как хочешь». На интересный разговор можно спровоцировать ребят следующими способами: 1) Попросить поменяться решениями и организовать парную проверку; 2) Показать классу решения наиболее далекие от обычных канонов раскрашивания (если вы опасаетесь, что в классе таких решений не найдется, можете заготовить их сами). В любом случае ученикам предстоит решить, правильно ли выполнено задание. Если кто-то сочтет решение соседа или представленное вами неверным, то попросите его объяснить свою точку зрения. При необходимости стоит вернуться к листу определений. В итоге должна прозвучать мысль о том, что любое решение следует признать правильным, так как лист определений не содержит никаких ограничений.

Задача 2. Если ученик, следуя правилам игры, решит просто перечеркнуть двумя линиями картинку из этой задачи, то ему наверняка хватит времени, чтобы решить еще и необязательную задачу 3. Однако некоторые дети могут захотеть раскрасить картинку красиво и аккуратно, поэтому времени на задачу 2 у них может не хватить. Тем ребятам, кому доставляет удовольствие сам процесс раскрашивания, можно предложить эту задачу на дом.

Первоначальное знакомство с компьютером

Итак, поработав 20-25 минут с бумажными учебниками, переходим к обсуждению компьютерной части. Для того, чтобы начать работать за компьютером, ребятам необходимо обладать некоторым минимальным набором знаний, который поможет им понимать инструкции учителя, а также правильно и безопасно обращаться с техникой. Конечно, на первом уроке не нужен подробный и долгий рассказ об устройстве компьютерной техники. Опыт показывает, что дети достаточно легко осваивают умения и навыки работы на компьютере, если этот процесс идет постепенно, в ходе решения практических, актуальных для ребят задач. Что же касается каких-либо специальных знаний о компьютерах вообще, то такие разговоры в 1 классе вести еще просто рано. Поэтому мы предлагаем кратко поговорить с ребятами о главных составляющих компьютера, подробно остановившись на работе мыши, а также о технике безопасности и гигиене при работе с компьютером. Для организации такого разговора скачайте заранее файл с презентацией на свой компьютер. На уроке запустите презентацию на большом экране. Каждый экран презентации является иллюстрацией к небольшому обсуждению.

Содержание презентации

Экран 1. Что мы будем делать при помощи компьютера. Приблизительный комментарий учителя: «На уроках информатики мы будем с вами решать задачи, печатать тексты, рисовать картинки». Учитель показывает на экране стилизованные картинки с задачей, с текстом, с рисунком. Дальше можно спросить детей: «А где еще помогает компьютер?» и получить самые разнообразные ответы (у папы на работе, в стиральной машине, дома для игры, в автомобиле и пр.), которые можно обсудить всем вместе.

Экран 2. Из чего состоит компьютер (системный блок, монитор, клавиатура и мышь). После демонстрации этого экрана покажите детям те компьютеры, которые есть в классе, найдите вместе системные блоки, мониторы, клавиатуры и мыши. Никаких определений давать сейчас не надо – для чего что предназначается детям все равно на первом уроке не понять, достаточно лишь того, что они запомнят, как что называется.

Экран 3. Какие бывают мыши. Укажите на тот рисунок, который ближе всего к той мышке, которая есть в классе и расскажите детям, что поначалу это будет главный их инструмент работы с компьютером. Обратите внимание на главную кнопку, обсудите, что значит «щелкнуть мышкой» и пр. Пусть дети подержат в руках мышь, поймут, где расположена главная (левая) кнопка, пощелкают ею и пр.

Обратите особенное внимание на левшей, которые есть в вашем классе – обсудите с каждым из них отдельно, в какой руке ему удобнее держать мышку. Если ребенку все равно (он еще никогда с мышкой не работал), то лучше привыкать работать мышкой правой рукой, это умение ему пригодится в дальнейшем. Если ребенок с явно выраженной леворукостью и ему совсем не удобно держать мышь правой рукой – лучше тогда не настаивать и разрешить ему работать левой рукой (для этого надо будет переставить мышь слева от клавиатуры).

Объясните ребятам, что все действия мышью на мониторе отражает курсор. Если мы двигаем мышью, то курсор двигается по экрану монитора. Курсор может менять свой внешний вид, но его всегда легко найти, слегка подвигав мышью. Именно двигая мышью, мы можем навести курсор на тот объект на экране, на котором будет производиться щелчок мышью.

Экран 4. Что можно подключать к компьютеру. Покажите детям, какие еще устройства есть в классе кроме компьютеров – принтер, сканер, наушники и пр. Просто показывайте и называйте устройства. Можно и рассказать, что они делают, только коротко, все равно детям это не запомнится сразу.

Экраны 5–12. Правила работы за компьютером.

  1. Как и с любым электроприбором, следует соблюдать правила безопасности – не выдергивать провода из розетки.
  2. Руки обязательно должны быть сухими и чистыми – иначе клавиатура и мышь очень скоро испачкаются и не будут работать.
  3. Около компьютера нельзя есть и пить – можно испачкать клавиатуру и мышь.
  4. В компьютерном классе нельзя бегать и шалить.
  5. В дисковод можно засовывать только диски. Нельзя ничего другого запихивать в дисковод и другие части компьютера – иначе он не будет работать.
  6. Нельзя дотрагиваться до монитора руками и царапать экран разными предметами – он испачкается и ничего не будет видно.
  7. Сидеть за компьютером надо так, чтобы смотреть на монитор, не поднимая головы. Клавиатура должна быть близко, под руками, а монитор – подальше. Клавиатура должна быть хорошо освещена, а на монитор не должен попадать прямой свет – иначе будут блики. Яркость монитора нужно отрегулировать так, чтобы не уставали глаза.
  8. Важно не сидеть за компьютером слишком долго, потому что могут устать глаза. Надо делать перерывы, заниматься другими делами – тем, что скажет учитель.

Эти правила нужно подробно обсудить всем классом. Они простые, поэтому мы надеемся, что дети их быстро поймут и будут им следовать. Напомните детям, что это тоже часть правил игры – на этот раз касающаяся работы в компьютерном классе и за компьютером. Поскольку техника безопасности в компьютерном классе существенно зависит от устройства конкретного класса, то вы можете добавить в этот свод правил еще некоторые по своему усмотрению.

Решение необязательной задачи

В конце урока, если останется время, можно решить оставшуюся необязательную задачу 3. Можно также предложить ее на дом по желанию.