Крестьянская женщина.
       Сычков Федот Васильевич (1870-1958) 1900-1910 гг.


       Творчество художника Ф.В.Сычкова на протяжении многих лет было связано с его родиной - Мордовией. Хотя мастер, закончивший Академию художеств в 1900 году, заверкомендовал себя и как умелый салонный портретист, главной темой, придававшей своеобразие его многолетнему творчеству, была тема крестьянская. Его живуописные и акверельные произведения, в которых он со временем он больше стал уделять внимания национальному мордовскому колориту, оптимистичны и светлы.
       Работа под условным названием "Крестьянская женщина" многим близка этой основной линии творчества Ф.В.Сычкова: на листе изображена женщина в традиционном костюме на фоне деревянных построек. Насыщенный алый цвет ее платка (с небольшими синими и желтыми пятнами) контрастно выделяется на серо-голубом фоне разбеленного неба. Вместе с тем, здесь немало существенных отличий от известных произведений мастера.
       Не совсем характерна для его творчества сама героиня, чьё погрудное изображение безусловно доминирует на листе. Задумчивая, погруженная в свои мысли, кареглазая жевушка с тонкими правильными чертами лица значительно отличается от русоволосых круглолицых хохотушек, типичных для произведений Сычкова. По-иному повязан и платок, почти скрывающий волосы (совсем как в известном стихотворении А.А.Блока "..плат узорный до бровей" и подчеркивающий "иконописный" характер лица.
       Лицо изображенной прописано тонко, внимательно и многослойно. В то же время и платок, и пейзаж выполнены легко и очень обобщенно, что также снимает конкретность времени и место действия. Видны лишь намеченные беглой кистью деревянные дома и красноватый с синей луковкой силуэт одноглавой церкви. Можно говорить об определенной идеализации образа, придающей ему характер обобщенного символа русской женщины. Это сближает работу Сычкова с произведениями мастеров "русского стиля" переживавшего свой последний взлёт перед революцией.