Макс Вебер

1864—1920

Немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия.

В рамках экономической истории Вебер занимался проблемой идентификации экономических явлений прошлого, теоретическое осмысление которых велось на основе анализа современного капиталистического общества. В своих исследованиях Вебер широко использовал понятие идеального типа, сопоставление с которым позволяло выявить соответствующие явления в неразвитых экономических формах исторического прошлого.

В ходе методологического переосмысления первоначальной функции экономических понятий историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию, в рамках которой он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеальных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Его работы сыграли значительную роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знания. В то же время идеи Вебера были подвергнуты критике (причем с различных религиозных и мировоззренческих позиций) в одних случаях — за преувеличение «хозяйственной роли» религии вообще, в других — за преувеличение роли протестантской «хозяйственной этики» в становлении западноевропейского капитализма.

Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция, по Веберу, проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

Дальнейшую разработку веберовская идея рациональности получает в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой, по его мнению, высшее воплощение капиталистической рациональности. Мысль Вебера о прогрессирующей рационализации как неизбежной «судьбы Запада», социальным носителем которой является рациональная бюрократия, вступает в противоречие с его представлением о социально-экономических категориях как идеально-типических конструкциях, играющих исключительно эвристическую роль в социальном познании и не претендующих на роль категориального выражения объективных обществ, тенденций и закономерностей.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию ХХ в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу, нараставший в русле различных, подчас диаметрально противоположных, социологических устремлений и ориентации, вылился в своеобразный «веберовский ренессанс», наложивший свой отпечаток на дальнейшее развитие западной социологии.